В начале сентября в Китае будут отмечать 80-летие победы во Второй мировой войне. По этому случаю лидер России Владимир Путин прибудет в Пекин с четырехдневным визитом. Приглашение отправлено и Дональду Трампу, который пока раздумывает, ехать ему или нет.
Какова вероятность встречи в Пекине трех лидеров и что они могли бы они обсудить? Об этой перспективе и об отношениях Китая с США и Россией «Комсомолке» рассказал директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ
- Алексей Александрович, есть ли у руководства Китая цель «догнать и перегнать Америку», как когда-то у Хрущева?
- Китай действительно ставит такую задачу, официально она была сформулирована в программе «Сделано в Китае 2025». Пекин хочет дорастить передовые технологии до уровня США и Западной Европы, достичь независимости от западных стандартов. И ему это частично удалось.
Он продолжает реформы, начатые еще при Мао Цзэдуне. Тогда пытались догнать и перегнать Великобританию как основную обидчицу Китая в XIX веке. Именно против нее были направлены такие кампании как «Большой скачок» - когда, например, в огромных количествах стали выплавлять чугун, но такого низкого качества, что его нельзя было использовать.
Потом Китай старался нарастить промышленность, чтобы доказать хрущевскому Советскому Союзу, что может прожить без его помощи. Ни первая, ни вторая кампания успехом не увенчались.
Сейчас КНР идет гораздо более умеренными и продуманными шагами. Но признается, что без взаимодействия с США и с Францией, Великобританией и Германией многие технологии для него остаются пока недоступными. Потребуется 7-10 лет, чтобы сравняться с Западом в области искусственного интеллекта, производства микрочипов, биофармы, расшифровки генома.
Не случайно Пекин всячески пытается восстановить отношения с Соединенными Штатами и вернуться к нормальному инвестиционному климату. Причем инвестиции - не столько деньги, сколько технологии.
При этом Китай постоянно показывает свои достижения, что очень напоминает Советский Союз, который гордился гордился запуском спутника, полетом человека в космос. Для Пекина предмет гордости - особо быстрые линии передачи информации или съемки обратной стороны Луны.
Сегодня для КНР внедрение новшеств обходится на 30% дешевле, чем в странах западного мира. Поэтому их технологический отрыв от Китая постоянно сокращается.
ЗА ЧТО ГОТОВЫ СРАЖАТЬСЯ?
- Как китайское общественное мнение настроено по отношению к США?
- Оно становится все больше антиамериканским. В Китае долго представляли конфликт с США не как глубокое противостояние цивилизаций, политическое столкновение, а как хозяйственные споры по торговле, тарифам, объемам поставок.
Но сейчас китайское руководство откровенно говорит, что Соединенные Штаты пытаются атаковать саму страну, ее модель развития. Запад не позволяет выводить китайские технологические достижения на международный уровень. Такие компании как Huawei, Lenovo, Xiaomi, TCL буквально заблокированы на западных рынках.
- Может ли Китай поладить с Трампом?
- В принципе, Китай – страна неконфликтная. Там готовы переговариваться по любым торговым вопросам ровно настолько, насколько собеседники готовы слушать. Пекин обращает мало внимания на какие-то оскорбления - например, когда Байден называл Си Цзиньпина диктатором. Трамп тоже то говорит, что он - «хороший парень», то заявляет, что с ним невозможно договориться.
Есть лишь несколько красных линий, за которые Китай готов сражаться. Это, прежде всего, вопрос Тайваня и вопрос внутренних конфликтов в стране - вокруг Тибета или Синьцзяна.
УКРАИНСКИЙ ФАКТОР
- На днях пресса передала слова китайского министра иностранных дел Ван И: Пекин не заинтересован в поражении России на Украине, потому что иначе все силы Запада сосредоточатся на борьбе с Китаем…
- Россия - единственный крупный партнер Китая, который от начала и до конца его поддерживает практически по всем вопросам в Совбезе ООН, спорах вокруг Южно-Китайского моря, Тайваня и так далее. Со всеми другими соседями - от Индии и Японии до Вьетнама и Южной Кореи - у КНР мелкие или крупные конфликты.
Поэтому для Китая устойчивость России – это, в том числе, и устойчивость китайской политики.
А главная идея Соединенных Штатов – создать антикитайскую коалицию по всем фронтам, потому что КНР – единственная страна, которая за счет своего быстрого развития может реально угрожать американскому могуществу.
ДОЛЕТЕТЬ ДО ПЕКИНА
- Насколько вероятна тройная встреча Путина, Трампа и Си Цзиньпина на сентябрьских торжествах в Пекине? Трамп недавно поставил еще одно условие китайцам: мол, готов увидеться с Си до конца года, если заключит с Поднебесной торговую сделку…
- Вероятность, что там будет «новая Ялта», по-моему, не очень велика (на Ялтинской конференции в 1945 году был установлен послевоенный мировой порядок - Ред.). Слишком разные позиции сегодня у США и у Китая, в том числе по Украине. И, самое главное, нет основы, вокруг которой можно договариваться.
Соединенные Штаты не только не уменьшают тарифные барьеры для Пекина - наоборот, они еще больше давят на китайских партнеров в Юго-Восточной Азии, чтобы продукция из КНР там не перерабатывалась и потом не шла в Америку.
Вашингтон не устранил конфликтные вопросы, связанные с Тайванем. Хотя Трамп в последнее время не делает острых заявлений по поводу острова, американская военная помощь Тайбэю продолжается. А для Пекина это - поддержка тайваньского сепаратизма.
Но если допустить, что такая встреча все же произойдет, есть нейтральные вопросы, которые могли бы подчеркнуть возможность дальнейшего диалога. Прежде всего - отказ от пересмотра итогов Второй мировой, включая отказ от пересмотра границ. Для Китая это был бы важный сигнал того, что США не поддерживают дальнейшее обособление Тайваня.
Во-вторых, это идея противодействия формам фашизма, экстремизма и сепаратизма.
И в-третьих - прекращение политики санкционного давления.
Но, как мы видим, лишь за последние несколько месяцев больше десятка китайских компаний и банков попали под разные формы санкций со стороны США или Евросоюза.
Поэтому, повторюсь, маловероятно, что меньше чем за месяц можно будет урегулировать все эти вопросы и вернуться к нормальному переговорному процессу трех сторон.
Читайте на WWW.KP.RU:
https://www.kp.ru/daily/27734/5124162/
Нет комментариев