В общем навеяло написать. В рейс пошел я сам, т.к водители в отпусках, клиенты ждут товар, ехать некому. Двухдневный рейс в область с ночевкой в кабине, общение с тугодумами приемщиками-продавцами, любителями мозг повыносить. В общем выехал из Могочи, сдав последнюю точку в сумерках. До города 7 часов езды, все позади, еду на расслабоне, как раз пора поразмыслить о былом, а тут те на… километров через 40 фура на аварийках, парень лет 22-25 кидается на дорогу махает и просится остановится. Не хочется прерывать свой полет, особенно когда хочется в постель и уж тем более не хочется вылазить под холодный моросявый дождь из натопленной кабины… но такой я человек не могу пройти мимо в таких случаях.
-Здравтвуйте! Помочь можете? Как кабину поднять? Можно позвонить механику? А то у меня минуты кончились, — начал с ходу он.
Мне уж торопиться не куда, и так под утро доеду. Накидываю капюшон, выхожу на улицу сразу прозябаю под дождем. Парень по типажу похож на своих сверстников, которые играют в симулятор дальнобоя, но никак на водителя большегруза, видимо, права получил недавно.
-Случилось то что у тебя?- спрашиваю я.
-С печки пошел воздух холодный. В кабине холодно стало. Стрелка температуры вверх полезла, заглохла машина потом. Механ говорит кабину подними, термостат выкини, долей воды… Короче хз. Кабину поможете поднять?
Я пока думаю что ответить, что бы и так не ввести в заблуждение и не наговорить лишнего, понимая какая каша у него в котелке и состояние на грани истерики.
-Подъем поди на газу хотел взять?-спросил я.
-Ну да, переключаться обламывает.
Честно говоря я хотел схватиться за волосы руками, мол на коего лешего ты на фуре ездишь и тебе лень передачи переключать. Но сдержался:
-Наверное, кипятнул мотор, прокладку давануло, тосол ушел, из печки коли холодный воздух, мотор перегрел. Доливай не доливай воду -уйдет все равно. Термостат выкинь — печку будет воздушить закипать быстрей будет.- я докурил, и помог ему поднять кабину, удивившись тому, что он это не умеет совсем, хотя ездит на большегрузе немало. А еще мой взгляд упал на колесо. Точней на то что протектора уже не было почти и торчал корд: — куда путь-то держишь? От куда сам?
-На Якутию. С Питера еду.
А про себя думаю, мда, 97 регион. Повезло тебе что октябрь сейчас а не январь, но я сильно сомневаюсь что доедешь без приключений.
-Давай хотя бы колеса со спарки на рулевые перекинем. ( там лучше резина стояла). Давай, тащи домкрат, раскручивай гайки, футорки.
-Футорки это что?
Это меня ошарашило. У тебя нет баллоника под футорки? Ну ты даешь. Это как так в рейс собираетесь? Может, оно и к лучшему что движение продолжать невозможно, Всевышний видит все и уберег такого водителя от гораздо большей беды, какая могла быть если бы стрельнуло рулевое колесо. Я посмотрел мотор — тосол выкинуло через расширитель, все в нем мокрое. Но двигатель простой вольвовкий, рядная ТНВД, нет ничего сложного. Снять ГБЦ часа на 4 работы, будь у меня весь инструмент я и при свете зажигалки это бы сделал, токарка через 20 км, прокладку и другие запчасти я предложил отправить как доеду до города с первой маршруткой, обменялись номерами, но никто до сих пор не звонил.
Сбылось то, о чем лет 20 назад писали в газетах — придет поколение менеджеров — участятся техногенные аварии и катастрофы, когда не останется квалифицированных технарей. Вообще, я считал, что те кто за рулем грузовиков и автобусов в первую очередь ПРОФЕССИОНАЛьные водители, которые знаю хорошо матчасть, понимают весь груз ответственности, за себя, за технику, что на дороге им предстоит провести долгие годы. Нет, оказывается на грузовики залезли те, кто думает что это то же самое что на своей Киа Рио проехать из дома на работу и даже не знают как поднять кабину, отправляясь в рейс через всю страну, надеясь на сервисы, приложения и группы. Я не говорю о том, что водитель должен уметь перебирать мотор в дороге, но знать СВОЮ машину он обязан от и до, по крайне мере сделать так что бы она дотянула до того же сервиса и цивилизации, где что прикустарить, а где достать нужную запчасть. Он должен понимать какие процессы происходят в двигателе при езде внатяг, как работает подвеска, когда стрельнула подушка, что происходит когда компрессор гонит масло или почему солярка пошла в поддон. и вообще с какими неисправностями можно ездить до планового ремонта, а какие нужно срочно устранить что бы не повлечь за собой последствий.
Батя был прав, когда доносил до меня эти истины. Иногда матом, иногда подзатыльниками. Но это выработало предусмотрительность, постоянную привычку следить за машиной, поэтому может я не стоял ни разу на трассе и помощь не просил. За долго как в 18 лет получил права, все время я проводил с ним под его МАЗом, а потом Шакманом, и все рутинные операции по обслуживанию были на мне: протяжка колесных гаек, замена и проверка жидкостей, шприцевание пальцев и шкворней и тд… А еще уборка за собой рабочего места, инструмента. Хоть каплю тосола пролил на землю — получил, оставил подтек масла — услышал какой криворук.
Очень сильно получил когда машина стояла на домкрате, а я снимал барабан с тех пор ставлю на чурку. Сейчас на фирме я начальник доставки и главный механик у нас 18 машин, возим товар по точкам, водителей всех кого набираем стараюсь учить как не наделать дел. Был конечно случай, не доглядели: на заднем диске у Рено Маскота появилась сопля — при шиномонтаже обнаружили. Шеф тогда сказал может пару рейсов еще съездите. А я был в отпуске. В рейсы съездили а потом благополучно про нее забыли. В итоге выдавило масло через сальник полуоси и ось прикипела — как итог дорогостоящий ремонт. Это я к тому что большинство неисправностей нужно обнаруживать на начальной стадии и избежать дорогостоящих поломок. Уж лучше потратить время в гараже на подготовку, чем стоять в -50с в Нерзаводе. Так что хотим того или нет, просто ездить и под кабину не заглядывать -не получится, поэтому не стоит путать профессию шофера с ездой на легковушке из дома на работу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев