Как это получилось, что не прошло и 20 лет, а защитники птиц в России снова объявили год домового воробья? Наш неизменный чирикающий сосед, вдруг оказался в списке видов, численность популяций которых резко понизилась и внимание к нему в течение целого года, по мнению орнитологов, может хоть как-то изменить ситуацию.
Возможно изучат численность птиц в разных городах России и оценят риск. Мы же вдруг обнаружили, что в фотофонде отдела природы есть снимки, например орлана-белохвоста, или редкой скопы, а «портрет» воробья для выставки найти сложно. Что же мы можем сказать про воробья в Ханты-Мансийске?
«Чирикающие деревья».
Воробьёв много, зимой и весной они особенно заметны и слышны в городе на окраинных улицах. Объёмный куст бузины, или крона яблони в палисаднике, иногда и сосна сибирская, прячут в ветвях целую стаю птиц. Они суетятся, перелетая с ветки на ветку и непрерывно голося. Кто живёт рядом в доме, наверное, не всегда рад шумному соседству. Птичье дерево – это надолго: из года в год я вижу, что они собираются по одному адресу. Присмотревшись к внешнему виду птиц, отмечаю, что это воробьи полевые. Они не так сильно привязаны к человеку, гнездятся и в городе, и в окрестностях, в пойменных лесах; лучше приспособлены чем домовые.
Об этом явлении – сборе воробьёв в одном месте, когда-то мне рассказывал Юрий Иванович Гордеев (известный исследователь, орнитолог, краевед Югры), говоря, что это «воробьи пиво варят», птицы так себя ведут при наступлении ясной погоды.
Что сказал знаток птиц?
За птицами в нашем городе и, особенно в Самаровском чугасе, много лет ведёт наблюдения Александр Бочков. Он предполагает, что домовых воробьёв не стало меньше, но они стали не так заметны и близки к человеку, как раньше, когда Ханты-Мансийск был деревянным. Интересно было бы всё же их посчитать. В последние годы ханты-мансийцы зимой стихийно превращаются в любителей орнитологов, вывешивают за окнами и на прогулочных дорожках в лесу многочисленные кормушки. Наблюдение за птицами доставляет большое удовольствие. Сколько домовых воробьёв прилетает подкормиться, горожанам должно быть известно. Могут поделиться впечатлениями в комментариях в социальных сетях, опубликовать свои наблюдения в Inaturalist, который объединяет учёных и любителей, отправить на сайт Союза охраны птиц России.
Мирские захребетники
Так воробьёв назвал в своей книге «Птицы тайги» Юрий Иванович Гордеев, вот что любопытное он о них пишет: «После присоединения Сибири к Московскому государству на просторах её повсюду стали строится крепости, в том числе и на далёком Севере. Служивый люд, оказавшись в них, годами не видел родных мест. Казаки, чтобы как-то скрасить однообразие житья за Уралом, брали с собой из дома в клетках самых обыкновенных воробьёв. Те хорошо приживались на новом месте, а потом уже самостоятельно распространялись по всем поселениям дальше на север. В 1870 году, как отмечают натуралисты, воробьи уже жили оседло в Сургуте, Берёзове, а в Обдорске (Салехарде) вели себя как перелётные птицы».
Скачет, скачет воробей…
Много секретов и тайн птичьей жизни открыто учёными. С одной из них можно познакомиться в детской задачке про воробья: «Если в минуту воробей делает 20 шагов, то сколько за 3 минуты» и когда все постараются сделают подсчёты, вдруг следует весёлый ответ: «нисколько, он не шагает, а прыгает!»
Почему одни птицы скачут, а другие ходят? Вот вам и задача, ищите ответ!
Автор: Надежда Корикова, заведующая отделом природы Музея Природы и Человека.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев