Треугольник — универсальная геометрическая фигура, чья символическая трактовка определяется типом, видом расположения или комбинацией треугольников. Наиболее отчетливой символикой обладает только один тип этой плоскостной фигуры — равносторонний треугольник. Его значения, связанные с целым рядом ассоциаций, напрямую зависят от того, куда направлена вершина треугольника. Равносторонний треугольник с вершиной, направленной вверх, олицетворяет божественное совершенство и гармонию, служит знаком солнца и огня, жизни и сердца, горы и духовного подъема. Треугольник, перевернутый вершиной вниз, является знаком луны, воды и дождя. Два таких треугольника, соприкасающиеся вершинами, символизируют цикличность, растущую и убывающую Луну, начало и конец, жизнь и смерть. В точке их соприкосновения происходит коренная трансформация, одно явление переходит в противоположное. Наконец, два пересекающихся равносторонних треугольника, образующих гексаграмму (шестиконечную звезду, именуемую в оккультизме «Щитом Давида» или «Печатью Соломона»), знаменуют единство противоположностей.
Символика равностороннего треугольника теснейшим образом связана с человеком. Треугольнике вершиной, направленной вверх, — древний фаллический знак, символ созидательной мужской силы; перевернутый треугольник — еще более древний знак женского начала, символ плодородия и эмблема богини-матери (в примитивных культурах этот треугольник, с линией, проведенной из вершины, ассоциировался с женскими гениталиями). «Женский» и «мужской» треугольники, соединенные вершинами, естественным образом составляют эмблему сексуальной гармонии. Угрозу для этой гармонии выражает так называемый любовный треугольник. Основанный на принципе: «третий — лишний», «любовный треугольник является символом острого конфликта в интимной сфере, порожденного появлением третьего партнера.
В философии пифагорейцев геометрическая фигура с тремя углами была символом числа «3» и эмблемой мудрости, по праву принадлежащей богине Афине.
Любопытное истолкование получили разные виды треугольников в учении Ксенократа из Калхедона (ок. 395—312 гг. до н.э.). Руководитель Афинской платоновской академии называл равносторонний треугольник «божественным», равнобедренный — «демоническим», а разносторонний — «человеческим». В первом из них, по мнению Ксенократа, воплотились божественная гармония и совершенство; во втором — скрытая ущербность при кажущейся правильности; что же до третьего, то его неправильная форма прозрачно намекает на несовершенство человека.
Нет комментариев