11-го
августа 1927 года в белградских газетах появилось удивительное
сообщение под заголовком: «Лик Императора Николая II в сербском
монастыре святого Наума, что на Охридском озере». Речь шла о русском
эмигранте, художнике и академике живописи Колесникове, который был
приглашён для росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого
Наума. Ему была предоставлена полная свобода творчества в
украшении внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник
задумал написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещённых в
пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов он написал сразу же, а место
пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое
чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках
он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами
заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот
момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как
бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора
Николая II. Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время
стоял, как вкопанный и смотрел на Царя...
Далее, как описывает
Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу
лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал
прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему
объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь
сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно
работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал
внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший
мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре
в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа
генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный
Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слёзы. Затем,
обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и
будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства
художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения,
передались генералу. Это была настоящая икона - окно в высший мир, через
которое святой смотрит на нас из жизни вечной. Смотрит не мысленный
образ, созданный воображением, а живой обитатель Рая. Известно очень
много случаев, когда святые выходили из иконы, отделялись от неё и
творили чудеса на глазах у изумлённых зрителей.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев