Вот и Екатерина Алексеевна явилась, «Императрица и Самодержица».
297 лет назад (в конце января) совершилось восшествие на престол вдовы Петра I, этой «случайной» персоны, которая будет править Россией два года. Если бы не встреча с царём на одной из его бесконечных дорог… - впрочем история не принимает этого «если бы». То, что было случаем, станет непреложным фактом (правда, и с ними, с фактами, история обходится по-разному), ну или окажется волей провидения, судьбой или чем-то таким, обоснованным.
Драгоценный трофей Петра в Северной войне – служанка пастора Глюка (если его фамилия писалась Glück, то есть счастье, удача, везение, то указание на фортуну было совсем уж откровенным). Пастор «Удача» привёл Марту Скавронскую на дорогу, которая вела к трону, дальше уж она сама.
Её жизнь известна, есть и много портретов, но она на них странно разная. В воспоминаниях современников то же – обаятельная и лёгкая нравом, преданная мужу и изменившая ему, спасавшая его и будто его же не достойная («она была мала ростом, толста и черна; вся её внешность не производила выгодного впечатления. Стоило на неё взглянуть, чтобы тотчас заметить, что она была низкого происхождения. Платье, которое было на ней, по всей вероятности, было куплено в лавке на рынке; оно было старомодного фасона и всё обшито серебром и блёстками», - написала маркграфиня Вильгельмина Байретская, видевшая её рядом с царём).
Итак, январь 1725 года – Пётр простил её и умер, будущее в густой дымке, за близким окружением, которое в горячке смены правления мешает скорбь со страхом и азартом, подрастающие наследники – Пётр, сын Алексея Петровича, Анна и Елизавета, её дочери. Здесь фортуна ещё будто колеблется – кому умереть, кому уехать, кому ждать. Екатерине сорок лет, есть люди, готовые действовать в интересах её прав, многозначительно выстроить вблизи дворца гвардию, потом безудержно править её именем. Тут и старый друг Александр Данилович Меншиков… Этот карточный домик ненадолго, в сорок три года её не станет.
Где-то между возведением на престол и роковым сроком, видимо, и была создана гравюра. После того, как Пётр короновал её, прошло чуть больше полугода, «Самодержица» демонстрирует здесь ещё совсем новые знаки императорского статуса.
Пётр принял титул императора в сентябре 1721 года, сам он не стал «перекороновываться в императоры», но для Екатерины позднее был подготовлен целый церемониал и новые символы. Шапку Мономаха замещает корона, которую изготовил мастер Самсон Ларионов. Корона имела надпись: «Ея величества всепресветлейшая государыня императрица Всероссийская Екатерина Алексеевна коронована в Москве в 7 день маия то есть в четверток 1724 году» (её вариантом была «малая корона»). Тогда же впервые в число российских коронационных регалий была включена мантия, шитая из золотой парчи, «подбита горностаем предивной белости».
В этом портрете Екатерина представлена, по всей видимости, в малой короне и горностаевой мантии, а полный императорский комплект – корона, держава и скипетр – венчают картуш с её титулом.
#угличскиймузей #угличскийкремль #visitrussia #visityaroslavia #углич #ярославскаяобласть #краеведение #достопримечательностиуглич #чтопосмотретьвугличе
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев