(эпизод третий)
Из всех акварелей Сергеева едва ли не самая красивая – вид Босфора, но как раз с ней было особенно много вопросов и всяких «разбирательств». Знаток Стамбула, автор книги о работе Сергеева-картографа, Игорь Фоменко назвал ключевой ориентир – вдали справа, высоко на скалистом берегу старые стены и башни, обозначенные на большой карте, нарисованной Сергеевым, как крепость Кавак-кале. Оставалось найти место где когда-то расположился художник, чтобы написать этот вполне романтический вид. Строение слева И.Г.Фоменко узнал как «сераскеров сераль» (дворец главнокомандующего турецкими войсками). Ну а если ещё по-угадывать и карту покрутить… А не загородная ли это резиденция русского посла? Построенная совсем незадолго до приезда Кутузова, ещё пахнущая краской, со своим отдельным причалом. Мимо её окон уходят корабли в Чёрное море, в соседней «курортной» Терапии музыка и гуляние… Или по-другому – в Терапии резиденция посла Франции, политического противника (французские военные инженеры при турецких верфях, оскорбительные карикатуры на Екатерину, антирусское влияние на султана), лёгкие волны пролива и солнечные блики на воде под перекрёстным прицелом пушек – на карте батареи обозначены и там, где справа башенки под берегом, и слева под скалой, и если обернуться назад, за пределы акварели, то там тоже. Все высоты под неусыпным контролем крепостей. Военно-политический узел и здесь туго затянут…
В загородную резиденцию посольства нас, к счастью, пустили, хотя там шла большая реставрация. Деревянное строение XVIII века, такие дворцы-«ялы» – одна из примет Стамбула и Босфора, прохладные и просторные, только их сухие стены часто становятся добычей пожаров, быстрых и ненасытных. Этот уберёгся и всё тот же, по его немного скрипучим лестницам ходил Михаил Илларионович, с балкона зорким глазом посматривал то на недружелюбные окна французов справа, то на «нижние батареи», слушал шум праздной береговой жизни, смотрел на бирюзовую воду… Может, и здешние коты с тех пор ведутся.
Ищем место для съёмки, но некогда тихий залив трудно узнать. Там, где у Сергеева поют и танцуют, целая гавань для лёгких судов (кажется, эта часть залива углублена, расширена, дальше вдаётся в береговую линию), резиденция посла, как и соседние строения, скрыта разросшимися деревьями. Вид получается очень издалека, крепость едва различима далеко в дымке… Её недосягаемость просто притягивает режиссёра, соображаем, как проехать. Он куда-то звонит, я подсказываю название с карты, никто нас не понимает. Всплывает другое название, Йорос-кале (Сергеев, видимо, обозначил крепость на карте по соседнему селению Анадолу Кавагы, а «каваг» или «кавак» по-турецки «тополь»), – впереди паром, дорога по живописному берегу, заросли ежевики у древних генуэзских стен…
#угличскиймузей #угличскийкремль #visitrussia #visityaroslavia #углич #ярославскаяобласть #краеведение #изфондовмузея #кутузов #хождениекутузовазаморе #телеканалкультура #фишкафильм #фильмокутузове #михаилилларионовичкутузов
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев