Изоляция
Это – механизм, с помощью которого человек как бы выделяет из себя то, что является для него травмирующим, отделяя одну часть своей личности, которую он полностью принимает, от другой, которой он не принимает. Классическим примером изоляции является вся фабула знаменитой повести Стивенсона «История мистера Джекила и доктора Хайда», где днем этот человек был нравственным, гуманным врачом, а ночью он превращался в злобного бандита и убийцу, и эти два человека не встречаются. Один не подозревает о существовании другого.
В основе механизма изоляции лежит случай так называемого «невротического расщепления личности» (не психотического, которое наблюдается у больных шизофренией) не на уровне глубоких расстройств – психозов, а на более легком уровне – на уровне неврозов. Это явление получило яркую характеристику в работе 3. Фрейда, где он описывал свою пациентку, страдавшую расстройством в виде множественности личности. Эта женщина в один день ощущала себя капризной, эксцентричной особой с весьма легкомысленным поведением, а на следующий день она уже имела другое имя и была чопорной, сдержанной, скромной пуританкой в совершенно другой одежде. Потом появилась третья личность, которая наблюдала за поведением каждой из них, и она тоже имела свое имя.
Случай из практики. Очень религиозная женщина, продавец винного отдела, сектантка, скорее фанатик, чем подлинно верующая, всегда с опущенным взглядом, говорящая тихим елейным голосом, превращалась в другую личность, в существо по имени Пахом, которого она называла «бесом» и вроде бы не знала о его существовании. Переход из одной личности в другую происходил довольно быстро. Сидя в приемной и ожидая врача, говоря что-то своим тихим голосом, она вдруг выпрямлялась, начинали блестеть глаза, и раздавался дикий рев, после которого следовали немыслимые ругательства, произносимые грубым, почти мужским голосом и, сопровождающиеся циничными телодвижениями. Когда ее после расспрашивали, она утверждала, что о своем состоянии в образе Пахома она ничего не знает и ничего не помнит. Получалось, что одна личность – поверхностная – тихая, скромная женщина-ханжа, другая – глубинная – грубый, распущенный мужик, та часть, которую ее психика отказалась принимать.
Механизм изоляции часто проявляется у детей, когда они попадают в тяжелую для них ситуацию. Этот механизм лежит в основе фантастических детских историй, рассказываемых родителям. Трехлетняя девочка, играя, разбивает чашку, которой все в доме дорожат. Она сильно переживает. Когда появляются родители, девочка «превращается» в кролика и говорит, что она – заблудившийся кролик, она скребется в дверь и тихим, заячьим голоском просит: «Пустите меня, я – маленький заблудившийся кролик. Я голодный, я бедный, я у вас буду жить, я не буду (и дальше девочка перечисляет все, что она сделала за день) разбивать чашку, как делает это плохая девочка (и называет свое имя), я не буду рисовать на шкафу фломастером...» Она изолировала себя от плохой девочки и теперь спокойно рассказывает про то, что натворила сама. И этот заблудившийся кролик функционирует один-два часа, а к тому времени, когда проблема разбитой чашки уже исчерпана, превращается опять в озорную девочку.
Принцип изоляции лежит в основе педагогики, пропагандируемой в гештальт-психологии. Он заключается в следующем: отделить ребенка от поступка. Фраза: «Ты – гадкий мальчик!» – с точки зрения гештальт-педагогаки абсолютно неверная. Она должна звучать так: «Ты совершил дурной поступок!» Упрек, брошенный ребенку: «Ты – свинья, ты опять выпачкалась!» – означает, что личности уже нет, ребенка уже нет, а есть свинья. Поэтому в гештальт-педагогике слова «лентяй» не используется. Существует фраза: «Ты сегодня работал мало».
Это и есть использование в педагогических, дидактических целях механизма изоляции для отделения личности от поступка.
Регрессия
Этот переход на более простой уровень функционирования – еще один механизм психологической защиты. При действии этого механизма можно видеть, как разные личности выбирают при психической адаптации уход в детство. Такой механизм характерен для истерических личностей, потому что одной из основных черт этих личностей является инфантилизм, потому что уход в детство для такой личности более естествен. Отличительным признаком механизма регрессии является стремление к одному, очень важному мотиву: очень сильно упростить мир, сделать его понятным. В ситуации длительного дистресса (например, социальных катаклизмов) одним из проявлений регрессии могут стать упрощение формы поведения, стремление снять с себя ответственность. Некоторые исследователи считают, что причиной шизофрении является регресс личности.
Обесценивание
Этот механизм психологической защиты – самый негуманный по отношению к окружающему миру. Это жестокий механизм, потому что «я» человека сохраняется здесь за счет того, что страдает окружающий мир. Классический пример: «А у тебя у самой ноги кривые!» – это реплика пьяного человека в автобусе в ответ на укоры какой-то женщины. Включен механизм обесценивания, в данном случае обесценивается женщина: «Я-то завтра просплюсь, а ты всю жизнь будешь с кривыми ногами». Это неправда. Он завтра не проспится, он завтра тоже будет пить, но как четко его защищает механизм обесценивания. Какую он дает иллюзию.
В быту обесценивание очень часто функционирует в форме иронии. Почему ирония так характерна для юношества? Потому что реально цена собственного «я» в юности очень невысока. Поэтому, почти каждый ироничный человек – это человек низко оценивающий себя. Приписав себе низкую цену, часто очень незаслуженно, он, чтобы сохранить самоуважение, принижает этот мир до той степени, пока мир не окажется ниже его и таким образом его достоинство будет сохранено.
Максимальным проявлением этой защиты является циничная ирония, в которой обесценивается все. Часто причиной циничной иронии является то, что человек мечтает жить в идеализированном мире среди прекрасных людей. И когда этот мир и эти люди не оправдывают его надежд, он обесценивает его и всячески пытается разрушить, потому что человеку больно. Вот почему от романтизма до цинизма – один шаг.
Альтернативой иронии, которая позволяет сохранять самоуважение, служит самоирония. Во-первых, это честно по отношению к миру, во-вторых, это прекрасно ограждает от иронии извне, потому что неинтересно смеяться над человеком, который сам над собой смеется и делает это лучше. Поэтому самоирония, соединенная с иронией, сохраняет человеческое самоуважение.
Фантазирование
Фантазирование также является механизмом психологической защиты, который создает мнимую действительность и в которой совершается то, чего не происходит в реальной жизни.
Представим себе, что у одного человека однажды появилась сумасшедшая идея: он ясно представил, как однажды утром, идя на работу, на пустыре найдет чемодан, набитый денежными купюрами, причем полученными не в результате обмана или каких-нибудь махинаций, а волшебным путем, и заживет он в свое удовольствие. Некоторое время спустя, человек начинает ловить себя на том, что, идя по дорожке, все внимательнее смотрит под ноги, все явственнее представляет себе, как он находит этот чемодан. В просторечии это называется «строить воздушные замки». Возникает вопрос: плохо это или хорошо?
В каких-то ситуациях фантазии помогают снимать напряжение, тогда механизм работает на руку человеку, а если эти фантазии начинают заменять ему действительность, как если бы, мечтая о чемодане с деньгами, человек перестал бы работать, считая, что он обязательно вот-вот найдет этот чемодан, то эти фантазии становятся патологическими, дезадаптивными.
Перенесенная агрессия
Это часто встречающийся механизм. Когда близкий человек приходит домой не в духе и начинает обижать домочадцев, находя в них множество недостатков, то им сразу приходит в голову мысль, что у него неприятности на работе. Ему не удалось на работе защитить свое достоинство, и он вымещает нерастраченную агрессию на домашних, которые более доступны, чем начальник. Это и есть перенесенная агрессия.
В Японии велась борьба с перенесенной агрессией следующим методом: в проходной какого-нибудь большого завода устанавливалась резиновая фигура начальника этого завода, рядом помещалась дубина с той целью, чтобы рабочий или служащий мог поколотить эту куклу, не перенося агрессию на других людей и на живого начальника. При этом отношения между подчиненным и начальником как будто бы становились более гармоничными.
Перенесенная агрессия, по мнению многих исследователей, лежит в основе многих психосоматических заболеваний. Это перенесение агрессии на свое тело. Этот механизм более всего характерен для интровертированных, интернальных или робких (боящихся мира, склонных к депрессивным реакциям) личностей, как правило, берущих ответственность на себя.
Человек переносит агрессию с мира на себя, на свои внутренние органы, на свое артериальной давление, которое повышается, возникает напряжение. Человек «бьет свое тело» вместо того, чтобы расправляться с окружающим миром. Проблема психосоматической патологии – это, в упрощенном варианте, проблема аутоагрессии. Злоупотребление алкоголем в своей основе часто одним из факторов имеет перенесенную агрессию.
Реактивное образование
Это еще один механизм психологической защиты. Очень часто люди, которые не умеют экономно обращаться с деньгами, ведут себя следующим образом: когда в их руки попадают деньги, они тут же начинают их тратить. Складывается такое ощущение, что человек пытается лихорадочно избавиться от денег, которые он заработал с большим трудом. И чем труднее они ему достались, тем быстрее он от них избавляется, вопреки законам конструктивного поведения. Это результат действия реактивного образования.
Когда больным с неврозом, проблемой которых является вспыльчивость и раздражительность, задают вопрос, что более всего их беспокоит, они часто жалуются на разные недомогания, но более всего на то, что они стали очень нервными и раздражительными, что во время серьезного разговора они могут накричать на человека: «... я себя веду так, как раньше никогда не вел и как этот человек, в общем-то, не заслуживает. Но потом мне стыдно. Я заметил, что некоторые из людей, с которыми я работаю теперь стали провоцировать меня на эту вспышку, и когда она случается, они выжидают часа два, а потом появляются с какой-то просьбой, и я, чувствуя себя виноватым, не могу им отказать, чего не сделал бы в обычном состоянии». Это классический пример реактивного образования, когда человек начинает относиться к другим людям очень эмоционально, доброжелательно, стремиться их ублажить, потому что испытывает перед ними чувство вины. Чувство вины – это то, что формирует реактивное образование. На этом построены сюжеты многих художественных произведений: в них ситуация чувства вины создается искусственно с целью манипуляций человеком.
Рационализация
Классическим примером механизма рационализации является логическое объяснение детей, почему они опоздали на урок. Дети составляют подробный аргументированный рассказ почему, ну никак нельзя было прийти. Очень интересны рационализации студентов, когда они объясняют, почему не готовы к экзамену.
Приведем еще один пример. Женщина с приятелем ходит по магазинам, желая приобрести себе какую-то вещь. Он искренне хочет, чтобы ей удалась покупка, потому что он симпатизирует ей. Но все, что рассматривается ею, как вариант покупки, подвергается резкой критике с его стороны: там плохо пришита пуговица, там – неровная строчка, в другом месте – пятно, в третьем – пуговица не того цвета. В результате женщина остается без покупки. Все это происходит потому, что этот мужчина никогда не мог позволить себе покупать вещи такого качества, но на сознательном уровне он не признается себе в этом. Он не завидует этой женщине, это защищается его психика. Механизм рационализации услужливо включается и прикрывает это слабое место. Он включается и в том случае, если мужчине не нужно оплачивать эту покупку. Самому себе мужчина объясняет, что такое носить не нужно в силу ряда причин.
Механизмы компенсации
Это феномен, близкий к механизмам психологической защиты, но, в отличие от них, этот феномен проявляются не на бессознательном уровне человеческой психики, а на сознательном. Механизмы компенсации принадлежат к группе таких психических явлений, которые совершаются человеком совершенно сознательно для снятия некоторых психических напряжений. Это так называемые механизмы психологической компенсации.
Например, когда человек хочет избежать встречи с неприятным ему человеком, он переходит на другую сторону улицы, сделав вид, что не замечает его. Это приспособительное поведение, которое уберегает человека от излишнего напряжения.
Еще один компенсаторный прием – «прежде, чем ответить на чье-то вызывающее поведение, досчитай до десяти, а потом отвечай», чтобы не жалеть о слетевших с языка горячих словах.
Механизмы компенсации строятся по одному из двух принципов: либо по принципу приближения, либо по принципу отдаления. В психодиагностической методике CID (дистанция межличностного общения) испытуемому предлагалось мысленно поместить себя в центре комнаты, имеющей большое количество дверей, в которые входят разные люди, а он стоит в центре и всегда лицом к ним. Ему предлагалось остановить входящего человека на таком расстоянии, на котором было бы наиболее удобно с ним общаться. Тема общения избиралась самими испытуемым. В число таких стимулов общения был введен стимул «инопланетянин». Предполагалось, что для людей с высоким уровнем тревоги этот стимул будет особенно значим, как символ тревоги. Гипотеза оказалась верной. По результатам эксперимента людей можно было разделить на две группы: одна из них приближала инопланетянина очень близко, даже ближе, чем такой стимул, как «мать», а вторая группа очень отдаляла его и даже оставляла за дверью.
Когда обсуждались результаты этой методики, то испытуемые первой группы объясняли свой выбор так: «я специально поставил его поближе, ведь неизвестно, что он такое, чтобы каждое его действие контролировать – если он сделает, что-нибудь не то, я успею это пресечь либо отбежать. Психологическая компенсация этих людей строилась по принципу приближения.
Объяснения испытуемых второй группы были таковы: «Я отдалил его, потому что неизвестно, чего от него ждать, всегда можно успеть удрать». Здесь психологическая компенсация строилась по принципу отдаления.
Механизмы разрядки
Рассмотрим еще один феномен психической деятельности человека. Это, чаще всего, какое-то импульсивное действие, поведенческий акт, связанный с простыми действиями, снимающими психическое напряжение. Например, удар кулаком по столу в гневе, жадное поглощение пищи в период психического напряжения, употребление жидкости, жевание. Основные способы психологической разрядки следующие:
1. Громкий юношеский смех. Старые люди так не смеются не потому, что они разучились радоваться, а потому что они избегают этого механизма разрядки. Тревожные и внутренне напряженные люди чаще всего гогочут, это не означает, что они не умеют себя вести, просто им сейчас страшно.
2. Другая разрядка, очень распространенная в молодежной среде – плевки.
3. Постоянное движение челюстями и щелканье семечек, орехов, жевание жвачки. Отмечалась закономерность – чем напряженнее было время, чем более кризисное, тем сильнее народ увлекался семечками. Максимум этого увлечения приходился на годы войны: люди утоляли голод и страх.
Соложенкин В.В.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев