ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
Утешение скорбящих людей, потерявших родных; и взятие на себя всех хлопот, связанных с погребением, похоронами и всем тем, что вокруг них; – это дело бОльшее в плане милосердия, нежели все прочие вещи: кормить, одевать, ходить, лечить и так далее, и тому подобное…
Вы ведь, наверняка, входили в дом, где лежит мертвое тело, многие из вас. Вы ведь, наверняка, имели и в своем родстве и «по знакомству» времена траура. Видели людей, которые находятся в печали.
Какие-то надо брать на себя труды по погребению. Имеешь машину: отвези батюшку, например, из церкви на похороны, с похорон – в дом, потом обратно в церковь. Имеешь деньги: накрой стол. Имеешь руки: помоги женщинам убраться. Имеешь псалтирь, умеешь читать: читай над покойником псалтирь. Там тысячи людей нужны.
Потому что в это время родственники убиты горем – не знают, что им делать. Врача звать? Самому умирать? Или…что делать, когда вдруг умер кто-то из родственников. Шок наступает. А потом шок проходит – нужны деньги, нужны люди, нужны руки. Суета, забота. Это сумасшедший дом. «Умирать очень дорого, – так люди говорят, – Лучше живите!» Потому что — умирать ужасно тяжело. И хорошо, когда кто-то берет часть забот на себя; забот, связанных с помощью людям, скорбящим о смерти родственникам.
А это может быть, повторяю, все, что угодно. Плата за проезд тому же батюшке на похороны. Или накрытие столов. Или обеспечение справок необходимых. Или там что-то еще. Там куча всего. Там можно с ума сойти от этого всего.
Это есть дело милосердия гораздо бОльшее, нежели, если бы вы, например, каждое воскресение на Киевском вокзале кормили бездомных горячей пищей. Это, конечно, тоже очень хорошо. Но, когда смерть приходит, тогда приходит неисцелимая болезнь. Ее нельзя исцелить – нашими руками.
Зуб заболел – его можно вырвать. У человека зуб заболел – ему другой человек этот зуб вырвет. Если заболело что-нибудь еще – другой человек ему это вылечит. Когда смерть пришла – это не лечится человеческими руками. Это Бог будет лечить.
Нужно помогать человеку. Помогать тем, которые в шоке, которые в ужасе. У которых руки опустились. Которые с ума сходят. Которые сами сейчас, не дай Бог, умрут. Бывали такие случаи. У меня был такой случай в практике священнической, давнишний: когда на похоронах сына умерла мать. Его опускали в могилу – и она умерла. Еще не успели зарыть – а она уже мертвая. Еще одну могилу рой!
Люди на грани смерти, когда умирает кто-то близкий.
И вот, в этой ситуации помогать человеку – есть самое бОльшее дело из добрых дел, которые есть на земле. Так считали евреи. Еврейские мудрецы. До пришествия Христова.
Сегодня похоронное дело – это великий бизнес. На чужих слезах можно сбить сумасшедшие миллионы. Это знают без нас другие люди. И, действительно: там, где плачут — там зарабатывают. Похоронный бизнес – это страшный бизнес. Туда нос не суй – там тебе быстро нос оторвут. Но человеческие вещи остаются человеческими вещами. И молиться за покойников, помогать живущим и доживающим, и всячески помогать людям в этой беде – это дело великое.
А люди раньше жили, как гриб, на одном месте. Вот, он здесь живет. И здесь будет погребен. Он себе гроб приготовил. И подарить свой гроб другому – это, извините! Это непросто. Это – подарить самое дорогое. «Плохо похоронен – плохо воскреснет!» — так думали древние. Почему нельзя сжигать человека? Почему его нельзя бросать, как падаль на поедание, хищникам или стервятникам? Почему в море топить нельзя, чтобы рыбы съели? Потому что надо, чтобы он был сохранен. Поцелован, обмазан, завит, отпет, кадилом «покажен». И так далее, и так далее…А потом положен в чистое место, чтобы мы могли прийти туда. Чтобы там молились.
И нам с вами нужно это иметь в виду. В том смысле, что смерть – она же заходит к людям, не спрашивая разрешения. Она не стучится. Не говорит: «Можно, я войду?» Не читает молитву при входе. Она заходит туда, куда хочет. Куда Бог прикажет.
Поэтому, если смерть зайдет куда-нибудь, а мы будем рядом; мы должны подставлять свое плечо под страдания людей, в дверь которых смерть зашла. И это будет «дело Иосифа, дело Никодима». Это будут самые большие добрые дела, которые мы сможем делать. Все остальное: кормить, поить, спасать, собирать деньги на операцию – это будет тоже очень хорошо. Но это будет лучше. Это будет гораздо лучше. В этом для нас сегодня некий практический урок.
Ну, конечно, самое большое – это заход смерти в наш дом. Это совсем предельная тема, о которой можно говорить. Здесь что нужно? Нужно только молиться, чтобы Бог продлил годы жизни. Нам и нашим родным. Отодвигая от нас эту смертную беду. И дал нам мудрости, мужества и всех остальных вещей, чтобы прожить жизнь правильно.
Но, когда к кому-то смерть пришла, и мы смотрим на умирающих заживо от беды людей; от суеты, и от всех этих тяжелых занятий; то мы должны подставлять свое плечо.
Так что – «мертвого похоронить – это выше, чем больного исцелить». Или живого накормить.
Ну, и много другого еще есть. У нас в Переславле Залесском был такой один святой, который ходил по дорогам. Подбирал нищих непогребенных. Целое кладбище создал. Для тех, кто никому не нужен. Как помет на улице лежит человек, на дороге. Не нужен никому. И он их всех собирал, в монастырь тащил на горбу. Этих покойников хоронил, хоронил, хоронил, хоронил… А потом они стали приходит к нему. Оказывается, среди них и святые были. Они говорили ему: «Мы тебе поможем, мы тебя не оставим!» Оказалось, что он погребал некоторых праведников, которые были совершенно миру не известны. Я сейчас запамятовал имя этого святого человека. Ну, все потом вспомнится.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев