к оформлению речевых карт, логопедических представлений и характеристик
Говоря о
функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень
значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это - оформление
необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним
из существенных показателей профессионализма.
Много
времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик,
представлений, оформлению речевых карт и должен рационально использовать
своё рабочее время.
Логопед
общеобразовательных школ принимает участие в работе школьных ПМПК. Выявляя
детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые
рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при
необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу,
отоларингологу и др.)
Чтобы не
тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных
выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты
готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их
содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность
в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать
свою работу.
В
рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы
учителями - логопедами общеобразовательных и коррекционных школ, логопедами
детских поликлиник, учителями-дефектологами, логопедами - новичками,
психологами и студентами дефектологических и психологических факультетов.
Заполняя
документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов,
касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных
особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и
учитывать результаты речевого развития.Автор этих методических рекомендаций
надеется, что они помогут учителям – логопедам в их повседневном нелегком
труде.
Рассматриваемый
аспект
Варианты
ответов
Данные
о ходе речевого развития
Речевое развитие по
возрасту;
без особенностей;
доречевое развитие с
задержкой;
раннее психомоторное
развитие протекало с задержкой;
в раннем возрасте перенес
пневмонию, диатез;
поздно начал говорить;
до школы проводилась
коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада;
ранее психомоторное
развитие с задержкой;
фразовая речь – с 3 лет.
Состояние
и подвижность артикуляционного аппарата
Анатомическое строение
без аномалий;
не удерживает позу
закрытого рта;
может достаточное время
удерживать артикуляторное положение;
движение языка замедленные,
с затруднениями;
основные движения языком,
губами выполняет;
губы толстые,
малоподвижные;
наблюдается замена
движений и синкенезии;
язык вялый, массивный,
объем движений неполный;
переключаемость движений
нарушена;
тонус нормальный,
активность движений достаточная;
кончик языка
малоактивный;
при артикуляционных
упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
прикус – прогения;
отмечается повышенная
соливация;
твердое небо – высокое,
имеет готическую форму;
точность выполнения
движений сохранна;
зубы мелкие, крупные,
редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного
ряда;
мягкое небо подвижное,
неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные
рубцы.
Состояние
мелкой моторики
Движение рук неточное;
пробы Хеда выполняет
выборочно;
с трудом овладевает
навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и
т.д)
навыками самообслуживания
не владеет;
недостаточно развита
моторика мелких мышц рук;
произвольная моторика не
сформирована;
ведущая рука - правая;
предпочитает работать
левой рукой;
все движения выполняет
правильно;
мышечный тонус повышен;
неправильно держит
карандаш;
моторная неловкость при
работе с пластилином;
испытывает трудности при
овладении графическими навыками;
наблюдается замедленный
темп письма;
Состояние
общей моторики
Двигательно неловок,
медлителен;
ограничен объем активных
движений;
отстает в темпе, ритме,
переключаемости движений;
испытывает трудности при
имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и
т.д.;
мышцы быстро утомляются
при функциональных нагрузках;
отмечаются трудности при
выполнении упражнений на динамическую организацию движений;
замен движений и
синкенезий не наблюдается;
Понимание
речи
Речь окружающих понимает
в пределах уровня интеллекта;
понимание речи
затруднено;
выполняет задания по
словесной инструкции;
нуждается в неоднократном
повторении задания;
с опозданием реагирует на
обращение учителя;
речь окружающих выполняет
выборочно, с неточностями;
понимание речи связано с
незнанием русского языка.
Звукопроизношение
Имеются недостатки
произношения;
нарушено произношение
звуков …;
дефектно произносит
оппозиционные звуки;
недостатки произношения
звонких согласных (оглушение);
изолированно все звуки
произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается
общая смазанность речи;
отсутствие, замена,
искажение, смешение звуков;
полиморфное нарушение
звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
Фонематические
процессы
Фонематический слух
недостаточно сформирован;
фонематический синтез
сформирован, правильно производит слова из последовательно названных
звуков;
фонематические
представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные
звуки, отбирает картинки;
затрудняется придумать
слово на заданный звук;
слабо дифференцирует
оппозиционные фонемы;
неправильно
дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
фонематическое
восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
при выполнении более
сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные
трудности;
Владение
звуко – буквенным анализом и синтезом
Навыки звуко-буквенного
анализа и синтеза недостаточно сформированы;
допускает ошибки при
определении количества звуков в слове;
имеются затруднения в
определении количества и последовательности звуков;
определение места звука в
слове сформировано;
место звука по отношению
к другим звукам определяет не всегда верно;
имеются затруднения при
определении количества и последовательности звуков на более сложном
речевом материале;
Воспроизведение
слов сложного звукового состава
Не удерживает полную
слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением
согласных;
количество слогов в
многосложных словах определяет неправильно;
переставляет слоги
местами;
слова сложного звукового
состава воспроизводит правильно.
Темп,
внятность речи,
характеристика голоса и дыхания
Темп высказываний
замедленный;
речь неразборчивая,
маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
звуки произносятся
нечетко;
голос сильный, звонкий,
глухой, сдавленный, хриплый;
дыхание свободное,
затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
темп и ритм речи в
пределах нормы;
словесное ударение
употребляет правильно;
интонационная речь
недостаточно выразительна.
Проявления
заикания
Не заикается;
иногда повторяет первый
слог в словах, сложных по структуре или семантике;
наличие судорог
(дыхательных, голосовых, артикуляционных);
Словарный
запас
Объем словарного запаса
соответствует возрасту;
словарь беден, неточен,
ограничен обиходно – бытовой тематикой;
не всегда точно
использует слова;
испытывает трудности при
подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
в речи чаще применяет
имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные,
наречия;
не понимает значения
многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении;
часто использует слова не
по назначению;
допускает смешение слов
по смыслу и по акустическому сходству;
страдает понимание и
употребление обобщающих понятий.
Грамматический
строй
Недостаточно сформирован
для данного возраста;
в речи отсутствуют
сложные синтаксические конструкции;
допускает многочисленные
ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
имеется несогласование
слов во фразе, аграмматизмы;
неправильно употребляет
предлоги, падежи;
имеются ошибки при
преобразовании имен существительных во множественное число;
в спонтанной речи
аграмматизмы не выявлены;
допускает ошибки в
употреблении сложных предлогов;
имеются ошибки в
согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах
(семь карандашов, на зелеными деревьев);
допускает ошибки в
согласовании прилагательного и существительного среднего рода в
именительном падеже, а также в косвенных падежах;
есть аграммматизмы при
образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье,
волчачий хвост).
Связная
речь
Наблюдается недостаточное
развитие связной речи;
в пересказах наблюдаются
пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности
событий;
неотчетливо произносит
слова;
оречевление затруднено;
при ответах пользуется
фразой несложной конструкции;
наблюдается высокий
уровень речевого развития;
опыт речевого общения
беден;
самостоятельно
высказаться затрудняется;
устная форма речи
недостаточно сформирована.
грубое недоразвитие
связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
Письмо
Имеются многочисленные
ошибки разного характера;
испытывает трудности при
овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество
специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества
разнообразных других);
при списывании
наблюдаются единичные ошибки;
при письме под диктовку
допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др.,
пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
Чтение
Способ чтения побуквенно
– слоговой;
чтение замедленное,
послоговое, словами;
понимание прочитанного с
неточностями;
чтение послоговое,
простые слова читает целостно;
делает запинки при чтении
многосложных слов;
чтение с большим
количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова,
наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв,
аграмматизмы и др.);
не отвечает на вопросы по
тексту;
при чтении слова произносит
неотчетливо.
Координация
и пространственная ориентировка
Нечеткая координация
движений;
затрудняется определить
правую, левую сторону;
зрительно -
пространственные представления сформированы недостаточно;
причинно – следственные
связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
неправильно располагает
написанное на листе бумаги;
схема тела не
сформирована;
правильно определяет
части тела.
Дополнительные
сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
Ошибки часто обусловлены
невнимательностью, импульсивностью;
охотно принимается за
выполнение заданий не дослушав объяснения;
легко заинтересовывается,
но быстро охладевает к работе;
имеет стойкую
неуспеваемость по основным предметам;
испытывает трудности при
усвоении материала по русскому языку;
внимание неустойчивое,
часто отвлекается;
значительно снижен объем
кратковременной и долговременной памяти;
с трудом овладевает
необходимым объемом знаний;
запас знаний и
представлений об окружающей действительности значительно снижен;
инструкции по выполнению
задания требуется повторять неоднократно.
Логопедическое
заключение
Показаний для занятий на
логопункте нет;
фонематическое
недоразвитие речи;
общее недоразвитие речи;
нерезко выраженное общее
недоразвитие речи;
нарушение чтения и
письма, обусловленное ОНР;
недоразвитие
фонематического слуха и фонематического восприятия;
лексико-грамматическое
недоразвитие;
полиморфное нарушение
звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
сложная форма дисграфии
(акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза);
имеется нерезко
выраженная дисграфия;
аграмматическая дислексия
и дисграфия;
фонематическая дислексия,
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
Основные
причины трудностей усвоения учебного материала
Нарушение
работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие
соматической ослабленности;
трудности адаптации в
школьном учреждении;
нарушение моторики в виде
недостаточной координации движений;
незрелость эмоционально –
волевой сферы;
педагогическая
запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
гиперопека родителей;
недостатки внимания,
эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
двигательная
расторможенность, гиперактивность;
ограниченный запас знаний
и представлений об окружающем мире и т.д.;
трудности начались со
второго полугодия, после болезни;
недостаточное понимание
учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
трудности овладения
учебными терминами, понятиями;
слабо развито
словесно-логическое мышление;
недостаточное развитие
связной речи;
трудности формирования
учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и
средств достижения учебной цели; контролирование деятельности;
умение работать в заданном темпе);
невротические и
неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и
т.д.)
Результаты
речевого развития
Динамика речевого
развития незначительная;
при положительной
динамике развития выпущен из группы;
рекомендовано продолжить
занятия с логопедом;
динамики в развитии не
наблюдается;
логопедические занятия
посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития
ребенка незначительная.
Рекомендации
Диагностическое
обследование ребенка и сбор данных;
избегать интеллектуальные
и психологические нагрузки;
ребенок нуждается в
индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых;
перед объяснением нового
материала проводить пропедевтические упражнения;
в целях компенсации и
выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития,
избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или
обучение в специальной коррекционной школе);
систематизировать,
расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об
окружающем мире;
пополнение и уточнение
имеющихся знаний;
систематизация умения и
навыков;
рекомендуется
консультация у специалистов…;
во избежание “школьной
неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста;
рекомендован
дополнительный отдых;
уменьшение
интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
посещение занятий с
психологом и логопедом;
устранение пробелов в
имеющихся знаниях;
довести до необходимого
уровня учебную деятельность;
стимулировать самооценку;
создание возможности
выбора…;
повышение личной
ответственности;
создание благоприятной
обстановки в классе, дома и т. д.;
оказание помощи в
обретении веры в свои силы;
рекомендован повторный
курс обучения;
проведение
дополнительного обследования с целью определения ребенка на
дальнейшее обучение с учетом его уровня развития;
восполнение пробелов в имеющихся
у него знаний;
ребенку необходим
поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
для развития мотивации
желательно использование занимательного материала, видов и приемов
заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”;
единство требований к
ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.
© 2003—2010 Издательский дом «Первое сентября»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев