«Детки на ветке».
Дидактическая задача: подобрать предметы по принадлежности к одному растению.
Игровое действие. Поиск своей пары.
Правила. Искать пару можно только после сигнала.
Ход игры. Игру можно провести как подвижную. Детей делят на две подгруппы: одной раздают листья («ветки»), другой – овощи («деток»). По сигналу «Детки, найдите свои ветки!» каждый ищет пару, так чтобы предметы у него и товарища принадлежали одному и тому же растению.
Правильность выбора проверяют «волшебные ворота» (воспитатель и ребенок или двое детей). «Ворота» закрываются (поднятые руки опускают), если пара выполнила задание неправильно.
При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
«Угадай, какой наш дом».
Дидактическая задача: описать деревья и найти их по описанию.
Игровое действие. Составление и отгадывание загадок о деревьях.
Правила. Называть дерево можно только после описания.
Ход игры. Игру проводят в лесу, парке, сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальных воспитатель делит на две подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом»,
в котором «живут» дети. Например, дети говорят хором: «Отгадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один
из них дает описание: называет цвет стволов, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах (воспитатель, если нужно, напоминает последовательность описания).
«Кто где живет».
Дидактическая задача: группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Игровое действие. Убегать от лисы.
Правила. Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.
Оборудование. Маски лисы, зайцев, белок.
Ход игры. Игра проводится во время экскурсии в лес, парк. Воспитатель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то – лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики – под которыми могут спрятаться». В ходе игры воспитатель уточняет, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся
в кустах. Выбирают водящего – «лису», дают ему шапочку-маску лисы, всем остальным детям – шапочки-маски зайцев и белок. «Зайчики» и «белочки» бегают по поляне. По сигналу «Опасность, лиса!» «белочки» бегут к дереву, «зайцы» – к кустам. Кто
неправильно выполнил задание, тех «лиса» ловит.
Примечание: желательно, чтобы у всех были соответствующие маски, они помогут при подсчете, сколько «белочек» и «зайчиков» поймала «лиса».
«К названному дереву – беги!».
Дидактическая задача: тренироваться в быстром на-хождении названного дерева.
Игровое действие. Убегать от водящего к названному дереву.
Правила. Воспитатель быстро называет разные растения. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям с одним названием.
Ход игры. Игра организуется как подвижная (типа салок). Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии
с этим перебегать по сигналу «Раз, два, три, беги!».
«Лесник».
Цель: напомнить детям о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, их составных частях (ствол, листья, плоды и семена). Научить выражать свои знания словами.
Дидактическая задача: назвать признаки растений. Выбрать нужные части.
Правила. Можно собирать только те семена, которые назовет воспитатель.
Ход игры. Игру проводят в парке. Воспитатель выбирает «лесников», которые будут обходить свои участки и проверять, все ли там в порядке. Остальные дети помогают «лесникам»
собирать семена для посадки новых лесов. Каждый «лесник» выбирает один вид семян для сбора. Например, он говорит:
«На моем участке растет много дубов. Давайте наберем желудей». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дошкольники ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто набрал больше семян и не ошибся.
Одновременно можно выделить двух-трех «лесников» и столько же отрядов дошкольников, которые расскажут друг другу
о своей работе в лесу. (Если есть возможность, можно сдать собранные семена.)
«Путешествие».
Первый вариант.
Дидактическая задача: найти дорогу по названиям знакомых растений.
Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.
Ход игры. Игру проводят во время прогулки. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущими. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить
к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе дорогу. Надо называть 2–3 знакомых всем дерева или кустарника, их характерные признаки. Например, ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели,
от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам. Поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За орешником будет полянка для прогулки».
Второй вариант.
Игру проводят так же, только нужно найти самую короткую дорогу, объяснить ее всем детям.
Третий вариант.
Цель: знать внешний вид и названия некоторых деревьев
и кустарников, их характерные отличительные признаки.
Дидактическая задача: описать внешний вид растений и найти их по описанию.
Правила. Описывать растения-ориентиры, не давая на-званий.
Ход игры. Игру проводят в парке. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу. Ведущий выбирает ориентиры: 3–4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу.
Можно выбрать двух ведущих, осуществить два путешествия, а дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.
«Найди дерево по семенам».
Дидактическая задача: найти целое по части.
Игровое действие. Бег к определенному предмету.
Правила. Бежать к дереву можно по сигналу.
Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.
Ход игры. Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.
Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: у ясеня летучки (отдельные «лопаточки»), а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.
«Расскажи без слов».
Цель: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой, жестами, движениями.
Показать, что стало холодно. (Дети ежатся, «греют» руки, «надевают» на себя шапки и шарфы.)
Показать, что идет холодный дождь. (Открывают зонтики, поднимают воротники.)
«Кто кем (чем) будет?».
Дети задают друг другу вопросы:
– Кем будет яйцо? (Птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
– Цыпленок – петухом или курицей;
– мальчик – мужчиной;
– теленок – коровой или быком;
– бумага – книгой;
– снег – водой;
– вода – льдом;
– семечко – цветком;
– мука – блинчиками и т. д.
«Кто кем был?».
– Лошадь – жеребенком;
– цветок – семенем;
– петушок – цыпленком и т. д.
Словесные экологические игры.
«Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Ведущий изображает повадки птицы или описывает ее характерные признаки, дети должны отгадать.
«Да – нет».
Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры. Один ребенок отходит в сторону. Воспитатель с детьми договариваются, кого из зверей (птиц, рыб) они будут описывать. Ведущий спрашивает: «Это птица?», если да, то летает она или нет, домашняя или дикая и т. д.
«Похож – не похож».
Первый вариант.
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие должны отгадать. «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…» и т. д.
Второй вариант.
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Воспитатель назначает водящего и просит его описать насекомое по характерным признакам. «Ползли два насекомых. Один красненький с черными точками; другой черненький, маленький, любит трудиться, живет в больших домах, похожих на кучи…» и т. д.
«Назови три предмета».
Первый вариант.
Цель: упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: «цветы», «птицы» и т. д.? «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка (роза, василек)».
Второй вариант.
Цель: упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребенок называет цветок и передает мяч другой команде, которая должна назвать три цветка и передать мяч первой, которая, в свою очередь, тоже называет три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
«Охотник».
Цель: упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка пенек. Это «лес», «озеро», «пруд». В этот лес отправляется «охотник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «Зайца», делает второй шаг: «Медведя», третий шаг: «Волка». На каждый шаг ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошел до леса первым или прошел дальше.
«Природа и человек».
Первый вариант.
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает
другой вопрос: «Что создано природой?».
Второй вариант.
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с участниками, что называет предметы, а дети должны ответить одним словом: «человек» или «природа». Например, воспитатель бросает мяч ребенку
и говорит: «Машина», ребенок отвечает: «Человек». Ошибившийся выходит из круга на один кон.
«Назови животное с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Назовите птиц на букву А, К и т. д.». Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Закончи предложение».
Цель: учить детей понимать причинные связи между
явлениями, упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы, потому что…» и т. п.
Можно предложить детям самим придумать начало предложения.
«Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель показывает изображение круга,
а дети должны назвать как можно больше предметов этой же формы.
«Что растет в парке?».
Цель: закреплять знания о растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает трех детей и предлагает назвать, что растет в парке (цветы, деревья). Дети должны назвать как можно больше наименований.
«Кто (что) летает?».
Цель: закреплять знания о животных (птицах).
Ход игры. Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, насекомое, поднимая руки вверх и говоря: «Летит». Остальные должны поднять руку, в случае если «летает». Участник, который ошибся, выходит
из игры.
«Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Ход игры. Воспитатель быстро показывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
«Что это за птица (зверь, рыба, насекомое)?».
Цель: уточнять и расширять представления детей о жизни птиц осенью; учить описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна подгруппа описывает птицу, а другая – угадывает, что это за птица. Можно загадывать загадки. Затем загадывает другая подгруппа.
«Да или нет».
Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
– Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют?
– А букашки прилетают? Звери норки закрывают?
– Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?
– Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
«Бывает – не бывает» с мячом.
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
– Иней летом … (не бывает).
– Снег зимой … (бывает).
– Мороз летом … (не бывает).
– Капе́ль летом … (не бывает).
«Скажи, что ты слышишь».
Цель: обогащать и развивать фразовую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прихожих и т. д). Дети должны ответить полным предложением.
«Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Он называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему и т. д.
«Повторяй друг за другом».
Играющий называет любое слово (животное, насекомое, птица). Например, «жук». Второй повторяет названное слово
и добавляет свое («жук», «комар» и т. д.). Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения (вперемешку). Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
«Кто знает, пусть продолжит».
Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.
Воспитатель. Насекомое – это …
Дети. Муха, комар, …
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Первый вариант.
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть дикими и домашними. Я сейчас буду называть птиц вперемешку. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
Второй вариант.
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть летающими и нелетающими. Я сейчас буду называть птиц вперемешку. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
«Птицы (звери, рыбы)».
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветок) и передает маленький мячик соседу, тот тоже называет птицу. Кто не сможет ответить, выходит из круга.
«Кто больше вспомнит?».
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действие.
Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки
и подобрать соответствующие глаголы.
Метель – метет, вьюжит.
Дождь – льет, идет, моросит, накрапывает, капает, начинается.
Ворона – летает, каркает, сидит, ест, вьет (гнездо) и т. д.
Нет комментариев