ИГРАЕМ И УЧИМСЯ!
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
▶ Игра «Преодолей лабиринт и проведи друзей»
Цели: развивать память, внимание, быстроту, координацию движений, пространственную ориентировку; закреплять умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных заданиях, понимать направление движения.
Материалы: карточки с цифрами, карточки с точками, обручи, скакалки, куб, вырезанные из картона круги.
Содержание: дети строятся в одну или две колонны (в зависимости от наличия оборудо-вания и места проведения). Педагог сообщает, что им надо преодолеть препятствия, которые
встречаются на их пути, чтобы добраться до форта, показывает им карту, по которой дети будут двигаться, соблюдая направление движения. Но для того, чтобы быстро пройти лабиринт, надо расставить точки с цифрами последовательно, согласно карте (их расставляет капитан, дети помогают ему советами). На них они будут ориентироваться, а капитан группы должен запомнить двигательные упражнения:
– обежать озеро (большой обруч) с правой стороны;
– выполнить прыжки правым боком через маленькие ручейки (скакалки);
– проползти тоннель;
– обежать слева гору (конус);
– перейти болото, прыгая по кочкам с правой стороны (круги);
– обежать могучий дуб с левой стороны (куб).
Педагог определяет время по песочным часам, если дети уложились в 3 минуты, вручает им второй золотой ключ.
Правила: напомнить детям, что выполнять любое движение необходимо за капитаном
по расставленным цифрам, соблюдая направление (справа или слева) согласно плану, не оши-баться, не задерживать друзей. Если при движении дети ошиблись в направлении, то задание
выполняется вновь, при этом теряется время.
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
▶ Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цели: развивать внимание, память, связную речь, ловкость движений; поддерживать инте-рес детей к совместным играм, обращая внимание на дружеские занятия – увлечения; закреплять
понятия «вчера», «сегодня», «завтра» в играх с мячом.
Материалы: мяч.
Содержание: детям предлагают, сидя в кругу (перебрасывая мяч любому ребенку),
помочь другу продолжить фразу, называя предполагаемое действие – занятие друга: «Сегодня я…»; «Вчера я…»; «Завтра я…».
Движение: дети, сидя в кругу, перебрасывают мяч друг другу и ловят его.
Правила: напомнить детям, что бросок и ловля мяча осуществляются двумя руками, стараясь не уронить мяч и не отбирая его у товарища. Побуждать детей вспоминать любимые занятия
друг друга, продолжая фразы.
Игра «Поставь стрелку правильно»
Цели: развивать внимание, память, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; учить детей определять время по положению стрелок на часах: прохождения целого часа и его половины.
Материалы: циферблат часов, 2 гимнастические палки.
Содержание: рассмотрев вместе с детьми в музее различные виды часов, гном предлагает
им движением изобразить напольные часы (циферблат часов со стрелками на полу), встав парами
с короткими и длинными гимнастическими палками. Дети в паре, поочередно обежав по кругу
циферблат часов, показывают необходимое время по заданию, установив его правильно короткой
и длинной палочкой – от центра круга до цифры.
Задание: изобразить движением режим дня Маши:
1) В 8 часов Маша встала, оделась и позавтракала.
2) В 9 часов она пошла в детский сад.
3) В 10 часов – играла с детьми.
4) В 11 часов – была на прогулке.
5) В 12 часов пообедала.
6) В 1 час отправилась спать.
7) Если Маша спала 2 часа, во сколько она проснулась?
8) Через час Маша поужинала.
9) Спустя 1 час после ужина мама забрала Машу из детского сада. Во сколько это про-изошло? И т. п.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: пе-ремещаясь по циферблату (расположенному на полу), быстро вспомнить, что показывает длин-ная и короткая стрелка часов. Осуществляя бег с гимнастической палкой в руках, прижать
ее к груди, останавливаясь возле нужной цифры (соответственно заданию), называя (уточняя) время вслух.
▶ Игра «Быстро передай игрушку»
Цели: развивать внимание, память, быстроту движений и логику мышления; совершенство-вать навыки счета; упражнять детей в ориентировке во времени при выполнении упражнений на скорость по секундомеру.
Материалы: игрушки, корзины для складывания игрушек.
Содержание: гном-часовщик очень любит порядок и ценит время, поэтому он предлагает детям быстро выполнить следующее задание: разделиться на две команды по сигналу и, встав друг за другом, навести порядок в групповой комнате – передавать разбросанные на полу игрушки над головой друг другу и складывать их в корзину. Измерение времени будет осуществляться
песочными часами, в которых песок пересыпается за 1 минуту. По окончании времени педагог
останавливает игру словами: «Минута прошла!». Все дети в команде считают количество
игрушек, переданное ими за это время.
Вопросы:
– Сколько передали игрушек за минуту?
– Изобразите это с помощью знаков сравнения на мольберте.
– Какая команда уложилась по времени – выиграла?
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания:
надо передавать игрушку над головой, не поворачиваясь к стоящему сзади товарищу, останавливаясь на сигнал – команду. Вспомнить с детьми правило счета хаотично расположенных предметов. Побуждать их делать выводы о времени и количестве переданных игрушек, выражая их фразами: «Первая команда за 1 минуту передала 10 игрушек, вторая – за 7 минут. 10 > 7. Значит,
выиграла первая команда».
▶ Игра «Месяц, соберись!»
Цели: развивать внимание, координацию и ловкость движений, логику мышления; совер-шенствовать у детей навыки счета, упражняя их в счете до 100 (наизусть); закрепить названия дней недели и их последовательность.
Содержание: гном-часовщик сообщает детям о том, что время можно определять и по календарю (единица его измерения – день, неделя, месяц, год…). Он предлагает детям в игре вспомнить все дни недели и сколько их, выполнив это движением с цифрами в руках. Дети, называя себя днями недели, строятся в 4 колонны, соблюдая последовательность, выражая ее цифрами до 7, находят свое место в ряду.
Педагог с помощью секундомера определяет, кто быстрее справился с заданием.
Вопросы:
– Назови свой день недели.
– Как вы думаете, что быстрее движется – минута или секунда?
Гном-часовщик просит детей выполнить столько прыжков, сколько в минуте секунд (60) и определить, как движется секундная стрелка за 1 минуту.
Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: бег, ходьбу и построение в колонны осуществлять быстро, не наталкиваясь друг на друга; при по-строении в колонны соблюдать последовательность цифр, занимая свое место в одном из рядов, быстро называя день недели. Нацелить остальных детей проверять правильность выполнения задания. Побуждать детей самостоятельно производить счет, не пропуская идущие по порядку числа.
▶ Игра «День – ночь»
Цели: развивать внимание, координацию, ловкость и быстроту движений, мышление; сти-мулировать мыслительную деятельность детей в процессе движений, согласовывая их со словами.
Материалы: две веревки.
Содержание: гном благодарит детей за правильность выполнения заданий и предлагает им поиграть. Перед детьми выкладывают две веревки на некотором расстоянии друг от друга.
У первой линии выстраиваются все мальчики, у другой – девочки. Команда мальчиков – «ночь», команда девочек – «день». На сигнал – команду «Ночь!» – мальчики ловят девочек и наоборот.
Пойманные дети переходят в команду соперника.
Вопрос: догадайтесь, когда, в какое время года, ночь короче, а день – длиннее?
Правила: обратить внимание детей на то, что во время игры нельзя забегать за пределы веревки, стараясь увернуться от соперника, не толкая и не сталкиваясь, ловить, дотрагиваясь до плеча или руки соперника.
Игра «Двенадцать месяцев»
Цели: развивать произвольное внимание, память, мышление, быстроту ориентировки на сигнал; учить дифференцировать, обобщать по признакам, сравнивать и сопоставлять; закрепить последовательность дней недели и их сезонные явления.
Материалы: кружки белого, красного, зеленого и желтого цветов.
Содержание: педагог сообщает детям, что следующее число кода будет соответствовать одному из месяцев года, а какому, им предстоит угадать. Дети вспоминают, что в году 12 месяцев,
а каждое время года состоит из трех месяцев. Детям раздают карточки с природными явлениями, соответствующими каждому месяцу, на ее обратной стороне – цифра, номер следования месяцев
друг за другом. Дети должны сориентироваться и после чтения загадок про осень, зиму, весну
и лето встать возле того кружка, цвет которого соответствует этому времени года: возле белого – зимние, красного – летние, зеленого – весенние, желтого – осенние месяцы.
Вопросы:
– Почему зимние месяцы встали возле белого кружка, а осенние – возле желтого?
– Сколько осенних (зимних и т. д.) месяцев? Назовите их.
Чтобы выяснить, какого месяца не хватает, детям предлагают перевернуть карточки цифрами
вверх и построиться друг за другом в порядке следования цифр. При пересчете назвать номер
и название месяца, догадаться, месяц с какой цифрой не был произнесен. (4-й – апрель.)
Правила: нацелить детей на ассоциацию природных явлений с цветом. Вспомнить назва-ния всех месяцев. При построении в ряд не толкаться, быстро находить свое место по цифрам; учить находить, какого месяца в ряду не оказалось.
ИЗМЕРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЛИЧИН, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
▶ Игра «Сравним количество микстуры»
Цели: развивать внимание, быстроту и ловкость движений, логику мышления (сообрази-тельность); учить измерять объем жидкостей и сравнивать их с помощью условной мерки.
Материалы: кегли, мерные стаканчики, ведерки, вода розового и голубого цвета.
Содержание: доктор приготовил две микстуры – розового и голубого цвета, которые находятся в разных прозрачных емкостях (большой и маленькой). Детям необходимо сравнить микстуры и определить, хватит ли ее на всех жителей сказочного городка.
Вопросы:
– Присмотритесь и определите на глаз, в какой емкости и какой жидкости больше. (Предпо-ложения и выводы детей.)
– Как это можно определить опытным путем? (Ответы детей.)
Педагог делит детей на две команды и предлагает воспользоваться одним из вариантов – пере-
лить всю жидкость в одинаковые емкости, а для этого по сигналу перенести (перелить) микстуру
мерным стаканчиком из разных емкостей в одинаковые, не нарушая преграды (буйки, кегли).
Дети в командах выполняют бег «змейкой» со стаканом воды между буйками (кеглями), сравнивают жидкости, черпая мерным стаканчиком из баночек, выливая жидкость в прозрачное ведерко.
Правила: напомнить детям, что бег при выполнении задания нужно осуществлять осто-рожно, не проливая воды, иначе сравнение будет неточным. Осуществляя счет стаканчиков, сравнивать их количество при помощи знаков сравнения, делая самостоятельные выводы.
▶ Игра «Сварим кашу»
Цели: развивать внимание, память, логику мышления (сообразительность), навыки кон-троля; учить сравнивать объем сыпучих тел, познакомить со способами измерения объема, показать, что объем не зависит от размера емкости.
Материалы: пакеты с кашей, мерный стакан (ложка), кастрюля.
Содержание: детям предлагают сначала определить на глаз количество каши «Здоровье» в двух разных пакетах (большом и маленьком), а затем предложить свой вариант сравнения
количества.
Первый вариант – пересыпать кашу в одинаковые емкости.
Вывод: определение количества сыпучего вещества не дает точного результата.
Второй вариант – взвесить их.
Вывод: масса вещества не зависит от его размера.
Далее педагог, показывая детям оба способа сравнения, знакомит их с весами и условными мерками, предлагая свой вариант определения количества каши.
Дети в командах распределяют и отмеряют нужное количество каши в игре. В соревновании
отмеряют условной меркой – ложкой (стаканом) – кашу из пакета по очереди, пробегая, высы-пают ее в кастрюлю, передавая дальше эстафету.
Педагог подводит итоги эстафеты, называя выигравшую команду, а затем все вместе сравни-вают количество каши в кастрюле, отвечая на вопрос:
– Почему одна из команд быстрее справилась с заданием? (Ответы детей.)
Вывод: сравнивать вес сыпучих тел можно, используя только одинаковые условные мерки.
Правила: обратить внимание детей на то, что бег необходимо осуществлять мелкими быстрыми шажками, чтобы не рассыпать содержимое. Привести детей к пониманию, что при сравнении содержимого отмерять его количество необходимо одинаковыми условными мерками. Побуждать детей вспомнить, какими способами можно измерить сыпучие вещества, предлагать свои варианты (пути) решения проблемы разными способами.
▶ Игра «Весовые качели»
Цели: развивать ловкость, быстроту, смекалку, логическое мышление, умение сравнивать и обобщать; научить ребенка в разных ситуациях приходить к выводу, что вес продуктов, длина предметов не зависят от их количества; закрепить представления об измерении длины и веса
с помощью общепринятой меры.
Материалы: плюшевые игрушки (медведь, белочки, тигры), мольберт, карандаши.
Содержание: смотритель зоопарка просит детей помочь ему взвесить двух медвежат; так как те очень любят кататься на качелях, смотритель придумал, как их развлечь, а заодно и измерить вес. На одну сторону качелей он сажает медведя, а на другой просит расположить других животных, пока качели не уравновесятся. Дети делятся на команду белочек и команду тигров. По сигналу команда белочек большими прыжками в длину поочередно будет сажать на качели белочек, а команда тигров бегом на четвереньках – тигрят. Игра закончится, когда
качели будут в горизонтальном положении, то есть уравновесятся.
Вопросы:
– Как мы измеряли вес медведей? (Уравновешивали качели.)
– Сколько весит медведь в белочках? (5 белочек.)
– Сколько в тиграх? (3 тигра.)
– Чей вес больше – медведя в белочках или медведя в тиграх, ведь 3 тигра меньше, чем 5 белочек? Можно ли ответить на этот вопрос? Почему? (Разные мерки.)
– Что же лучше делать – пересчитывать вес в предметах или измерять?
– Какой должна быть мерка, чтобы сравнить вес двух предметов? (Одинаковой.)
Дети измеряют вес медведей только в белочках или только в тиграх, сравнивают, чей вес больше, и ставят знаки «больше», «меньше».
Педагог приводит детей к выводу, что нужна особая мерка, и они знакомятся с общепринятой меркой измерения массы – 1 кг (гири).
Все действия детей фиксируются педагогом на доске или мольберте.
Правила: напомнить детям, что движения надо выполнять быстро, не задерживать това-рищей по команде. Закончить игру, если качели приняли горизонтальное положение. Подвести детей к пониманию того, что сравнивать вес двух предметов можно только тогда, когда они вы-ражены одинаковыми мерками; познакомить с единой мерой измерения веса – килограммом. Подвести к понятию, что вес предметов лучше измерять на весах, чем пересчитывать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев