Класс: 11
Учитель: Баталова Анжелика Александровна
Тема: «В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» (первый урок)
Цели:
Обучающая:
Познакомить обучающихся со временем, в котором жил В. Т. Шаламов, с судьбой писателя, прошедшего все круги ада.
Выявить идейный смысл рассказа В. Т. Шаламова «На представку».
Развивающая:
Закреплять умение интерпретации произведения.
Развивать навыки частичного анализа.
Развивать навыки интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к мыследеятельности (понятие живого).
Воспитывающая:
Вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой и рассказом писателя.
Способствовать формированию неравнодушного отношения к проблемам своей страны.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал (тексты, карточки с заданиями), музыкальные заставки.
Методы: монологический, диалогический, частично-поисковый.
Приёмы: психологический аудиальный (песня «Память») и аудиовизуальный (фрагмент песни В.Высоцкого «Банька по-белому» с просмотром слайдов презентации), психологический приём шоковой терапии, слово учителя, создание проблемной ситуации, беседа, обмен читательскими мнениями, акцентное вычитывание, рефлексия, творческая работа (создание синквейнов)
ХОД УРОКА
Организационный момент
- Здравствуйте. Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня Анжелика Александровна.
Актуализация знаний
Звучит музыкальный фрагмент песни В. Высоцкого «Банька по-белому».
Сколько веры и лесу повалено,
Сколько изведано горя и трасс!
А на левой груди – профиль Сталина,
А на правой – Маринка анфас.
Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
Протопи ты мне баньку по – белому –
Я от белого свету отвык,-
Угорю я – и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.
Учитель: песня Высоцкого, которую вы слышали, написана от лица человека, прошедшего «трассы», то есть лагерные этапы, наглотавшегося слёз и горя, и только в 60-ых узнавшего правду о «вожде и учителе». Это открытие вырывается из груди отчаянным криком:
…Получилось – я зря им клеймён, -
И хлещу я берёзовым веничком
По наследию мрачных времён.
Чьё наследие? Кто наследники? Мы с вами. Речь идёт о «холодном прошлом нашей страны», о нашей с вами истории. Наследие мрачных времён – геноцид против собственного народа, лагеря, расползшиеся по стране, составившие «Архипелаг ГУЛАГ».
Можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нём. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.
Одним из свидетельств являются «Колымские рассказы Варлама Шаламова, который 20 лет провёл в сталинских лагерях. С рассказом «На представку», входящим в сборник, вы познакомились.
- Что вы чувствовали, когда читали рассказ «На представку»? (ответы обучающихся)
Мне, как и вам, было тяжело читать. Рассказ оставил гнетущее впечатление, почувствовала бессилие от безысходности. А ведь мы прочитали лишь маленький эпизод из лагерной жизни, а большинство людей страны испытывали эти чувства ежечасно, ежеминутно.
XX век для нашей страны стал веком крови, веком разрушения человеческих судеб. В 30-е годы вся страна превратилась в одну большую Колыму. Это была новая – лагерная Россия. И это правда.
Постановка учебной проблемы (проблемный вопрос):
- Для чего нам, живущим в начале XXI века знать эту страшную правду?
- Может быть проще забыть о чужой боли, страданиях?
Сегодня через живое слово правды писателя мы постараемся ответить на этот вопрос.
«Открытие» учащимися нового знания (частичный анализ рассказа В. Т. Шаламова «На представку»)
Как вы понимаете смысл названия рассказа «На представку»?
Выполните задание № 1. 2 человека, желающие поработать на интерактивной доске. Ваша задача, посоветовавшись, выполнить задание. Остальные работают на местах.
- Что открывает читателю автор с помощью этих деталей? (ответы обучающихся)
– Почему Наумов на представку выбрал Гаркунова?
- Что для Гаркунова свитер?
- Откуда у него, сидевшего по статье как «враг народа», столько решимости? Подтвердите свои ответы словами из текста (ответы обучающихся)
Вывод: Свитер – это ниточка, связывающая с прежней жизнью, в нём надежда выжить. Тонкой оказалась ниточка, беззащитной и хрупкой человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей…
- Давайте прочитаем последний абзац.
- Что открывается нам за этим? Какая реальность? (ответы обучающихся)
V. Решение проблемы: Так для чего нам эта реальность, которая несёт боль и страдания? Может быть забыть о ней? (ответы обучающихся)
Комментарии 1