Тема урока: ИЗ СТАРИННЫХ КНИГ.
Цели урока: познакомить с произведениями К. Ушинского «Ворон и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому»; обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; развивать умение анализировать произведения, творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
- формировать навыки выразительного чтения;
- развитие умения высказывать своё отношение к героям;
-формирование умения вести диалог с автором.
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
- развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения;
- развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;
-развитие умения систематизировать знания.
б) коммуникативные УУД:
-формирование умения работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы;
- слушать и понимать речь других;
-формировать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
-читать выразительно целыми словами.
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-учить самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;
- учить ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
3. Личностные:
- формировать представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с другими читателями;
-формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту.
Оборудование: портрет и книги К. Ушинского, текст для речевой разминки, магнитная азбука, карточки с заданиями, мультимедийный проектор.
Х О Д У Р О К А
Использование технических
средств обучения
Организационный момент
Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
«Игра «Обмен настроением.
Улыбнитесь друг другу.
Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
- А какое у вас сейчас настроение?
- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
Я желаю вам удачи на уроке.
Пожелайте удачи друг другу.
Использование ТС
II. Проверка домашнего задания
(Пересказ сказки М. Пляцковского «Помощник»)
III. Речевая разминка
- Прочитайте скороговорку.
Три сороки тараторки
Тараторили на горке
Использование ТС
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
- Посмотрите, как много интересных книг написал К.Ушинский. Давно-давно их читали дети и взрослые для своих деток, но и сейчас мы продолжаем читать, познавать и изучать все эти произведения. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями их старинных книг и прочитаем рассказы К. Ушинского.
Использование ТС
V. Работа по теме урока
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством К. Ушинского.)
Материал для учителя
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»
- Откройте учебник на с. 24. Прочитайте название первого рассказа. Как вы думаете, о чем он может быть? (Ответы детей.)
- Прочитайте текст.
- Какие слова и выражения были непонятны?
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.
- Что можно сказать о сороке?
- А о вороне?
- Какой диалог у них получился?
- Почему ворон не поверил сороке?
- Как называют людей, которые много говорят?
- Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
(Чтение произведения по ролям.)
Использование ТС. Портрет К.Ушинского.
Использование ТС.
VI. Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VII. Продолжение работы по теме урока
- Прочитайте название следующего рассказа.
- Как вы понимаете это выражение?
- На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится в людях. (Ответы детей.)
- Что вам не нравится в людях? (Ответы детей.)
- Прочитайте текст К. Ушинского. Какие отрицательные качества мы не назвали?
- Все ли положительные качества мы назвали?
- Распределите слова из текста на две группы.
- Прочитайте название следующего рассказа.
- Что необычного вы увидели в названии этого произведения? (Это пословица.) (Чтение рассказа учителем.)
- Ответьте на вопрос автора.
- Почему вы так считаете? Докажите свой ответ строчками из текста.
Почему автор выбрал в качестве названия рассказа такую пословицу? Отражает ли она основной смысл рассказа?
(Далее дети получают карточки с тремя текстами К. Ушинского. Им нужно прочитать эти рассказы и определить, какая пословица соответствует каждому рассказу. По усмотрению учителя дети работают либо самостоятельно, либо парами, либо в группах.)
Текст 1
Сережа, как проснется, так и начинает свои вещи разыскивать: один чулок у него на столе, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Сережа каждое утро, возится ... и опоздает в класс.
Не корми завтраками, а сделай сегодня.
После дела за советом не ходят.
Всякой вещи свое место.
Текст 2
Спросил мальчик отца: «Скажи мне, тятя, отчего это иной колос так и гнется к земле, другой торчмя торчит?»
- Который колос полон, - отвечал отец, - тот к земле гнется; а который пустой, тот торчит кверху.
В пустой голове хорошее эхо.
Гроша не стоит, а глядит рублем.
Лучше низом, нежели горою.
Текст 3
Без пищи человек умер бы от голода; без питья умер бы от жажды. Человек употребляет в пищу растения, мясо животных и соль; пьет он воду, молоко, квас, чай, кофе... Самая необходимая пища – хлеб. Самое необходимое здоровое питье – чистая вода.
Хлеб всему голова.
Живи просто – доживешь лет до ста.
Хлеб да вода – наша еда.
Использование ТС. Таблица – хорошие качества – плохие качества
Использование ТС
VIII. Рефлексия
- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
- Что вас огорчило?
- Что порадовало?
Использование ТС
IX. Подведение итогов урока
- Какие произведение мы читали на уроке?
- Кто их автор?
- Чему учат нас эти произведения?
Домашнее задание
Если вам понравились рассказы, прочитайте их дома своим родителям
Нет комментариев