Цель:сформировать представление о значимости устного народного творчества в становлении литературы.
Задачи:1) обучающая - сформировать представление о русской литературе как развивающемся явлении;
способствовать освоению литературных терминов; сформировать представление о литературных традициях;
2) развивающая - способствовать умению анализировать, сопоставлять учебный материал; способствовать
развитию творческих способностей учащихся через задания интеграционного характера;
3) воспитывающая - воспитывать интерес к чтению и литературе в целом, в том числе региональной;
воспитывать умение работы в коллективе.
Оборудование: листы для с/р
Ход урока:
(2 мин) – Орг. момент: Приветствие, перекличка. Проверка наличия тетрадей и учебников.
(5 мин) – Проверка Д/З: один человек пересказывает статью, один отвечает на 5й вопрос. В это время пройти
и проверить наличие плана статьи.
(5 мин) – Самостоятельная работа. На листочках. Листочки подписали. Учебники и тетради закрыли.
Чьё это высказывание: «Чтение – вот лучшее учение»? Напишите фамилию, имя и отчество
полностью. (Александр Сергеевич Пушкин)
Кто такой Иван Фёдоров? (Основатель книгопечатания в России и на Украине)
Как называлась первая печатная книга на Руси? («Апостол»)
Домашняя работа: Прочитать сказку «Царевна-лягушка» стр. 13 – 24
Записываем число, классная работа и тему урока.
(15 мин) – Получение новых знаний: Читаем вслух статью на стр. 7 – 8.
Как переводится слово фольклор? Фолк – народ, лоре – мудрость знание. С англ. «народная
мудрость». Впервые этот термин ввёл У. Дж. Томс в 1846 г. В России под термином фольклор понимается только
словесное народное искусство.
Какой синоним у слова фольклор? Устное народное творчество
Какое определение на основании этого мы можем дать фольклору? Фольклор (устное народное
творчество) – Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме.
Какие особенности фольклора мы можем выделить? Их можно найти в трёх ключевых словах –
устное народное творчество. Коллективность (нет конкретного автора). Устная форма. Традиционность
(передаются из поколения в поколение).
Если фольклор это целостная картина народных знаний и умений, выраженная в поэтической
форме, то что же такое детский фольклор в чём его отличия и особенности? Детский фольклор – это
невольная пародия на стереотипы мира взрослых. В нём существуют свои ритуалы в общении и играх, своя
мифология, очасти заимствованная у старших.
Какие малые жанры фольклора вам встретились в статье? Колыбельные, пестушки, потешки,
заклички, приговорки, считалки, скороговорки, загадки.
Что такое колыбельная песня? Приведите пример.
Что такое пестушка? Пестушка (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», ходить за кем-нибудь»)
– стишки или песенки, часто сопровождающие действия родителей:
Топ-топ, наши ножки
Топ-топ по дорожке.
Что такое потешка? Потешка – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми
родители сопровождают первые игры с ребёнком.
Пестушки - короткие стихотворные приговоры, которыми взрослые сопровождают движения ребёнка в
первые месяцы жизни (когда разводят ему в стороны ручки, поглаживают и т. д)
В потешках же создаётся элементарная игровая ситуация, предусматривающая
осознанную ответную реакцию ребёнка. Это тексты, которыми сопровождаются
игры с пальцами. ручками, ножками ребёнка. Классический пример -
"Ладушки".
Узнай потешку:
Что такое считалка? СЧИТАЛКА — жанр детского фольклора (см.),
рифмованная или нерифмованная игровая прелюдия, задача к-рой —
распределить роли в предстоящей игре.
Что такое закличка? ЗАКЛИ́ЧКИ — разновидность обрядового
фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и
призывами, имеющими заклинательно-магич. Смысл
Что такое приговорка? Приговорки - обращение к животным, птицам, насекомым.
Что такое скороговорка? Скороговорка - народно-поэтическое произведение, построенное на
сочетании звуков, затрудняющих быстрое и чёткое произнесение слов. Кто может быстро произнести какую-
нибудь скороговорку?
Что такое загадка? Какие загадки вы знаете?
Давайте немного отдохнём и поразгадываем загадки.
У него – огромный хобот.
Любит робот чистоту.
И гудит, как будто «ТУ»
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Папа, мама! Посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там – сама зима живет.
(Холодильник).
Как у нашей Аллочки
Ниточка на палочке.
Палочка – в руке,
А ниточка – в реке. (Удочка)
Я молча гляжу на вас всех.
Вы смотрите все на меня.
С веселыми – вижу я смех,
С печальными – плачу и я.
Вы видите правду, пока
Я дома, на вашей стене.
Увидит старик — старика,
Ребенок — ребенка во мне. (Зеркало)
Он всегда в работе,
Когда мы говорим.
Тогда лишь отдыхает,
Когда мы замолчим. (Язык).
(10 мин) – Давайте составим таблицу:
Название жанра Пример
1) От топота копыт пыль по полю летит(скороговорка).
2) Зимою греет,
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает(снег).(загадка)
3) Киса, кисонька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приходи, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать…(колыбельная песня)
4) Гром гремучий
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи. (закличка)
5) Ехали, ехали
В лес за орехами,
По кочкам, по ямкам,
Бух, и провалились. (потешка)
6) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (пестушка)
7) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (приговорка)
8) Раз, два – упала гора,
Три, четыре – прицепило,
Пять, шесть – бьют шерсть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять – деньги весить. (считалка)
(3 мин) – Разгадайте кроссворд. Первые 3 человека могут сдать на проверку.
(3 мин) – Итоги урока:
Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые жанры детского фольклора.
Что нового вы узнали?
Что вам понравилось?
Какие были трудности и почему?
Комментарии 1