ОРФОГРАФИЯ.
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать,
Так как мягкий знак в вопросе,
И в глаголы его вносим.
* * *
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль Ь писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Ь в вопросе есть,
То - хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе,
Так всегда учили в школе!
О чередованиях в корнях букв е - и
Если есть за корнем а,
В корне будет И всегда,
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? – Вытирай.
Есть на свете суффикс –А-,
В букву И влюблён слегка.
Если встанет после корня,
Хоть в субботу, хоть во вторник.
В корне пишем букву И –
На урок её бери.
Если суффикс –А- уйдёт,
Корень букву Е найдёт.
Это длится много лет:
Суффикс –А- то есть, то нет,
То приходит на свиданье,
То лепечет: «До свиданья!»
Есть в корнях ЧЕРЕДОВАНИЕ.
А примеры – по желанию:
ЗАМЕРЕТЬ – но ЗАМИРАТЬ
От восторга в цирке,
ВЫБЕРУ – но ВЫБИРАТЬ
Бублики без дырки.
О чередованиях в корнях Е-И, А-О
Страшные страдания от чередования:
Е и И иль А и О –
Впрямь в глазах от них темно.
Я придумал – очень просто:
Коль за корнем суффикс –А-,
Букву И пишу я в корне,
Без сомнения в словах.
Буква Е тогда нужна,
Коли нет за корнем –А-.
Замереть и замирать,
Запереть и запирать,
Расстелить и расстилать –
Я не стану впредь гадать,
Потому что умный суффикс
Всё мне должен подсказать!
Корни –кос- - -кас-, -лож- - -лаг-
Если суффикс –А- за корнем,
Пишем букву А спокойно.
О безударной гласной
Если в гласной есть сомненье,
Измени ты слово так:
Ставь её под ударенье,
И не попадёшь впросак.
(стена – стены)
* * *
Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
* * *
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
Непроизносимые согласные
Властный, яростный и праздный…
Здесь, мой друг, барьер опасный:
Ну, невыносимая – непроизносимая!
Надо слово изменить,
И она – как зазвенит:
Праздный – празден, властный – власть,
Наработался я всласть!
* * *
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Глухие и звонкие согласные
Луг, лук, пуд, дуб –
Поломаешь точно зуб.
Тоже слово измени
И согласный проясни:
Зуб – зубы, луг – луга,
Ой, кажись, растут рога!
* * *
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«Зуб» на «зубы», «лёд» - на льдины –
Будешь грамотным и ты.
* * *
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы ни стало оглушить.
В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды,
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.
О сочетаниях согласных
ЧК, ЧН, ЧШ, НЧ,
ЩН, НЩ, РШ (а) –
Все эти сочетанья
Учу я не спеша.
Мой ум одним загружен:
Здесь мягкий знак не нужен!
(ночка, конечно)
О приставках на З- и С-
Приставки на З- и на С-
Питают большой интерес
К согласной иль гласной,
Стоящей за ней,
И ты посмотри на слова поскорей:
Пред звонкой и гласной – всегда буква З,
А С- - пред глухою согласной:
Чрезмерно, раздвинуть, расклеить – уже,
По-моему, всё теперь ясно.
* * *
Опять ты в правило залез,
Нашёл приставки на –З - -С,
Пустился с ними танцевать,
Чтоб РАССПРОСИТЬ, и РАЗУЗНАТЬ,
И всю тетрадку ИСПИСАТЬ!..
Вот БЕЗОБРАЗИЕ! Опять
Неясно, что и где вставлять:
Где букву «З», где букву «С»…
Но сам собой вопрос исчез:
Что перед гласной – букву «З»
И перед звонкой – тоже «З»,
Что встанет «С» - перед глухой,
Чтобы побыть самой собой.
Буква З
Пусть никто никогда не забудет,
Что З приставкой не была и не будет.
* * *
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово здание?
Всё учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове здесь.
Помни все условия,
Чтоб писать здоровье.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.
..десь, ..доровье, ..дание
Лишены содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова.
Приставки на З- и С- (об исключениях)
Здесь, здание, здоровье, зги –
Забыть слова ты эти «не моги»,
Здесь нет приставок, только корни,
В начале слова З – запомни!
Личные окончания глаголов
-ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ, -ЮТ-
Они меня, конечно, с толку не собьют:
Я помню без большого напряжения –
Они в глаголах I спряжения.
-ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ-
К спряжению II относят, говорят.
Глаголы – исключения
У глаголов два спряженья:
-ЕШЬ и –ИШЬ. Вот исключенья:
Гнать, держать, смотреть, и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.
* * *
Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
* * *
Глаголы неопределённой формы на –ить
Ко второму спряжению нужно относить.
Не забудьте в это спряжение
Включить исключение:
гнать, держать,
смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их ведь с Е спрягать нельзя.
В этих глаголах мы пишем лишь И.
Вот как мы пишем, сюда посмотри:
Я вижу Мы видим
Ты видишь Вы видите
Он видит Они видят.
А этот стишок с глаголами-исключениями на –ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два – брить и стелить.
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
НЕ с глаголами
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
* * *
НЕ с глаголом
Пиши раздельно,
Например: не хотел, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал,
Неистовствовал, недоумевал.
Корни-чужаки («горе», «гора»)
Одинаковы мы внешне,
Схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде
Ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом,
В содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты,
Лишь тогда не будет тайн.
Гласные после Ц (об исключениях)
Цыган, цыкнул, встал на цыпки.
«Цыц, - цыплёнку говорит,-
Букву Ы здесь в корне пишем,
Так нам правило велит».
Ясно, без сомненья –
Это исключения!
И – Ы после Ц
ЦЫГАН ЦЫПЛЁНКА стал кормить,
Ему мурлыкал арию
И очень нежно «ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП»
ЦЫПЛЁНКУ приговаривал.
А тот, тихонько задремав,
Всё бормотал спросонок,
Что нужно «Ы» писать в словах
«ЦЫП-ЦЫП», «ЦЫГАН», «ЦЫПЛЁНОК»,
«ЦЫЦ», «ЦЫКАТЬ» и «НА ЦЫПОЧКАХ»…
Уснул, свой клювик выпачкав!
ЦЫГАН на корточки присел
И стал жевать печенье.
И думал: «Эти все слова –
Всего лишь исключения!
Во всех других корнях – смотри! –
За буквой «Ц» приходит «И».
Вот в ЦИРКЕ публика шумит,
Вот фокусник в ЦИЛИНДРЕ,
Вот ЦИРКУЛЬ в воздухе кружит –
Кривые чертит линии.
Вот черепаха в ПАНЦИРЕ
Заняться хочет танцами!
О и Е после Ц
Сижу с улыбкой на лице:
Всегда пишу я после Ц
Под удареньем О в конце,
А Е - без ударенья.
И в суффиксах, конечно,
Другим на удивленье.
Казалось бы: какой пустяк –
Всего лишь ударенье.
Себе кажусь с таким лицом,
То молодцем, то молодцом!
Ь в глаголах 2-го лица
Ты просишь о чём-то
И что-то даёшь.
Ты любишь кого-то
И песню поёшь.
Но тот, кто об этом
Решил написать,
Обязан нехитрое
Правило знать:
Чтоб второму лицу
Были буквы к лицу,
Чтоб в букве «ша»
Расцвела душа,
Думай – не спеши,
Мягкий знак пиши.
Без него – никак!
Здравствуй, Мягкий Знак!
Разделительный Ъ
Ъ проснулся рано
И кричит ещё с дивана:
«До чего влюблён и я
В гласные Е, Ё, Ю, Я!
Если корень с них начать,
Значит, мне пора вставать,
Между корнем и приставкой
Своё место занимать!»
(подъёмный, разъезд)
Разделительный Ь
Перед Е, Ё, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Гласные после шипящих
ЖИ – ШИ пишу я с буквой И,
ЧА – ЩА - всегда лишь с А,
Без этих старых истин
Грамматика мертва!
Я ведь серьёзно, не шучу,
Сижу и накрепко учу:
«ЧУ – ЩУ всегда мы пишем с У…»
Совсем не к месту будут тут
«Жюри», «брошюра», «парашют».
Корни –кас- - -кос-
Чтобы нам не ошибаться,
Когда –кас- должен писаться,
А когда напишем –кос-,
Мы ответим на вопрос:
Есть за корнем суффикс –а?
-Кас- напишем мы всегда;
-Кос- напишем мы тогда,
Когда нет за корнем –а-.
Ь в повелительных глаголах
Подвинь, намажь,
Поставь, отрежь,
Возьми, поджарь
И быстро съешь!
Понаблюдай, дружище:
Здесь Ь мы пишем.
Ь – показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» напишем «ест»,
Станут «пенками» «пеньки»,
«Уголками» – «угольки»,
«Банька» в «банку» превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
О сложных предлогах
По-над, по-за,
Из-под, из-за –
Гляжу на них я, как коза
На новые ворота,
И не запомню что-то.
Придётся все ж запоминать:
Их надо с чёрточкой писать!
Правописание –Н-, -НН- в прилагательных
Стеклянный, оловянный, деревянный –
Три слова выстроились в длинный ряд:
С удвоенной согласной их пишут, говорят?
Пишите без сомненья,
Ведь это – исключенья!
* * *
Хоть мы умны не по годам,
Не всё нам ясно и понятно,
А сколько Н писать в –АН-, -ЯН-,
Нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри,
Но с этим суффиксом при встрече
Сперва внимательно смотри,
Какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно
Записано в учёных книжках:
Когда –АН-, -ЯН- то Н одно,
И больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнёт
Серебряною рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдёт,
А два тут вовсе не годится.
А где два Н? Простой ответ:
В окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет,
И подоконник деревянный.
Туман одно имеет Н,
Но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н
И получаются два Н.
Запомним этот случай странный.
Соединительные гласные
О - Е – соединительные гласные,
В сложных словах они на все согласные:
Соединяй любые корни.
Их только две, мой друг, запомни!
О приставках ПРЕ- и ПРИ-
У приставок ПРЕ- и ПРИ-
Много хитростей внутри,
Чтобы их правильно писать,
Надо вот что будет знать:
ПРЕ- всегда в значеньи «очень»,
Иль близка к приставке ПЕРЕ-
(преткновенье, прехороший).
Только где мне взять терпенья?
ПРИ- в значеньи приближенья
Или присоединенья,
Действия неполнота –
Эта грамота проста.
Я присел, придвинул книжку
И увлёкся чтеньем слишком.
Правописание союзов с частицей ЖЕ
Союзы ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ
С местоимением похожи,
Но в них частицы БЫ и ЖЕ
Отдельно пишем! Надо же!
* * *
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-
Писать только ПРЕ- там надо.
О правописании НЕ
Невежда, негодуя,
Нелепый сделал вид –
Он невзлюбил ученье,
На книжки он сердит.
Зачем учить приставки НЕ - ,
Он и без них бы жил вполне…
Да только без частицы
Во что он превратился?
«Вежда», «лепый» сделал вид? –
Пусть за книжками сидит!
О союзах
Причём, притом, причём, притом –
Не оставляй их на «потом»,
В любом, запомни, месте
Всегда пиши их вместе!
Правописание ПОЛ- с именами существительными
Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.
Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ, любому ясно, отделяется чертой!
О дефисе в словах
Посидел–посидел, посмотрел–посмотрел,
Еле–еле чуть–чуть ободрился.
Походил-походил, поскрипел-поскрипел,
Сам догадке своей удивился:
Если где невзначай повторились слова –
Смело чёрточку ставь, ошибёшься едва ль.
Правописание предлогов
Наподобие, насчёт,
Вместо, вроде, вследствие…
В голове круговорот –
Трудных слов нашествие.
«Идиоматические это есть предлоги,
Пишем только вместе», - я учу в дороге.
Не забыть: «ввиду забот» - мы напишем вместе,
А «иметь в виду кого-то» - врозь!
И всё на месте!
Правописание частиц
Здесь частицы, не приставки,
Ты запомни: -КА и –ТАКИ,
-ЛИБО, КОЕ-, -ТО, -НИБУДЬ-
Чёрточку к ним не забудь!
Где бы ты ни встретил их –
Вспомни сей короткий стих!
О в наречиях на шипящую
Не хочешь двойку получить –
Спеши скорее заучить:
В наречиях на шипящую
В конце есть Ь:
Наотмашь, настежь, напрочь –
Не выучу никак!
«Уж замуж невтерпёж», -
Твердит сестрица,
Ей Ь и здесь порою снится,
Но в этих трёх словах
Не нужен он нисколько,
И ни к чему словарь –
Запомни, да и только.
О и Ё после шипящих в корне слова
Шорох слышится в трущобах,
Шомпол потерял в чащобе,
Шов порвал на капюшоне,
Чопорно поправил шорты,
Шоколадку съел жокей,
А шофёр, свернув с шоссе,
Как обжора съел крыжовник…
Ты не понял ничего?
Нужно здесь писать нам О!
О частицах НЕ со сказуемым
Если две частицы НЕ
Рядом со сказуемым,
Отрицание вполне
Снято – и разумно!
Я НЕ мог вам НЕ сказать –
Значит, всё сказал
И частицу правильно
Взял и написал.
О частицах
Бишь, вишь, лишь – слышь?
Что задумался, сидишь?
Присмотрись-ка: как-никак
Здесь опять есть Ь!
Неделимые сочетания
Как бы то ни было,
Во что бы то ни стало
Мне нужно выучить
Всяких слов немало.
Куда ни кинь, куда ни брось,
Пиши слова вот эти врозь!
О ЧАСТЯХ РЕЧИ
Обо всех частях речи
Части речи, части речи –
Мне час от часу не легче:
Где глагол, а где частица?
Как же в них не заблудиться?
Надо, чтоб их отгадать,
Правильно вопрос задать!
Междометие
Я уже приметил
Эти междометия:
Ой, ай, ох, ах –
Всё не выразишь в словах,
Чувства выражают,
Но не называют.
Прилагательное
«Прилепилось» к существительному,
От него же ждёт вопроса
Прилагательное хитрое,
Все дела свои забросив.
Мяч (какой?), конечно, красный,
Всё теперь мне стало ясно:
В них же признаки предметов!
Как я мог забыть про это?
* * *
Будьте очень внимательными.
Познакомьтесь – с прилагательными:
Котёнок – маленький, пушистый,
Ручей – прохладный, серебристый,
Зима – красивая и снежная,
А мама – добрая и нежная,
Слова в рифмовке очень дружные,
Они приятные и нужные.
И среди них ты обязательно
Узнаешь быстро прилагательные.
Причастие
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Наречие
Важное наречие
В нашей речи:
Как кто ни старается –
Ну не изменяется!
Чтобы не остаться с носом,
Ты задай к нему вопросы,
Выстроив вопросы в ряд,
Ты определишь разряд:
Места, времени, причины –
Вовсе здесь не чертовщина!
Глагол
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол!
Он лицо имеет, время,
Вид, залог и наклонение.
И не слишком он «высовывается» -
С другими частями речи согласовывается!
* * *
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит глагол.
Местоимения
Местоимения личные –
Словечки отличные,
Кроткие и ёмкие,
Надёжные, негромкие:
Я, ты, мы,
Мой, свой, наш –
На первый взгляд как будто ералаш,
Но вместо имени они,
Ты вовремя их примени!
Личные местоимения
Я и МЫ,
ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и ЛИЧНЫЕ.
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ.
О членах предложения
Члены предложения. Что это такое?
Выучить нам надо правило простое:
Все они между собой
В предложении связаны.
Ты определишь их
По вопросам разным.
Члены есть и главные,
И второстепенные,
Так вот и запомним
Все их постепенно.
Главные члены предложения
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружится этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одною чертой
Вмиг подчеркнём без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Дополнение
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
Определение
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой? – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Обстоятельство
На вопросы: где? когда?
Как? откуда и куда?
Обстоятельство всегда
Дадут ответы вам, да-да.
Обращение
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй.
О деепричастных оборотах
Деепричастный оборот
Навек влюбился в запятые,
Без них он просто не живёт –
Они ему всегда родные.
В каком бы месте он ни оказался,
В объятья к запятым опять попался!
Запятые при деепричастиях
Стоя, сидя, нехотя и молча,
И крадучись, и не глядя, и шутя
Лёжа на диване и играючи
Изучает правило дитя:
Здесь деепричастия не простые –
Вы при них не ставьте запятые!
О вводных словах
Сказать по чести, правду говоря,
По совести и не в укор будь сказано…
Сижу, учу я вводные слова,
Забыв об улице и о проказах.
Решил из них сложить стихи,
И вот что получилось:
Без запятых не обойтись,
Поставь, ну сделай милость!
О предлогах
Надо знать и твёрдо помнить
Назубок, не как-нибудь:
Между словом и предлогом
Можно вставить что-нибудь:
Иль вопрос, иль просто слово –
Это правило не ново.
Союз
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Частица
Осталась я – часть речи и частица,
Встречаюсь вам почти на всех страницах.
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Род имён существительных
Женский род запомню я
И скажу: «Она моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он мой».
Средний род – оно, моё!
Это правило – твоё!
Разносклоняемые существительные
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Сказку нашу не забудь!
Склонение имён прилагательных
Существительное с прилагательным
Не расстанется уже:
Стоит с ним в одном роде, числе и падеже.
Прилагательные полные и краткие
У полных прилагательных отчаянье:
Куда- то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив.
Стал смелый смел,
Красивый стал красив.
Времена глагола
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушёл»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему.
Настоящее время
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в зоопарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и кричу.
Так мчится моё
Настоящее,
Нисколько меня не щадящее.
Изменение глагола по лицам
У глагола есть лицо,
Не одно, а целых три!
Если хочешь их запомнить,
Повнимательней смотри!
Я пишу, и
МЫ читаем –
Первое лицо такое.
ТЫ пришёл,
ВЫ повстречались –
Так зовут лицо второе.
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
Ехали на пони.
Это третье лицо,
Хорошо запомни!
Виды глагола
Вид совершенный: рвётся
В вопрос приставка «С».
Что сделает? Проснётся,
Умоется, поест.
Но нет приставки – значит,
Работа лишь кипит:
Решается задача,
Сопутствует удача –
Несовершенный вид.
О ЧАСТЯХ СЛОВА
Морфемика
Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
Приставка
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Не всегда, кто впереди – тот главный.
Без приставки можно жить – и славно.
* * *
У-, вы-, при-, по-, до-, на-, пере-,
Перед корнем пишут – перед!
Под-, за-, об-, со-, в-, с-, от-
Знаем их наперечёт,
Перед корнем подставляем
И приставкой называем.
Походил, дошёл, объехал,
Наигрался, переехал,
Закричал, сбежал, увёз,
Обогнул, отлил, принёс.
Корень
А смотреть ребята нужно – в корень.
Главный смысл – в нём, и мы поспорим:
В слове нет морфемы важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!
Суффикс
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я, если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком,
Называю домиком.
Это суффикс.
Окончание
На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдёт,
Его в рамочку возьмёт
Комментарии 1