Многие устойчивые выражения – словосочетания или целые предложения пришли в язык из текстов художественной литературы. Вспомните и назовите источники следующих крылатых фраз:
А счастье было так возможно… (0.25 балла)
Есть еще порох в пороховницах. (0,25 балла)
На деревню дедушке. (0,25 балла)
Не хочу учиться, а хочу жениться. ( 0,25 балла.)
От радости в зобу дыханье сперло. (0,25 балла.)
Корень –бирь- с разными приставками может дать больше 30 глаголов. А сколько таких глаголов помните вы (За каждые 5 глаголов – 1 балл.)
Составьте как можно больше словосочетаний с прилагательным острый. Помня при этом, что в каждом из них оно должно выступать в ином значении, чем в остальных. (5 баллов.)
4.Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких – ошибочное. По возможности дайте самостоятельное объяснение происхождения этих слов.
а) Раздолье. Место, которое из-за его широты можно разделить на много долей. (1 балл.)
б) Рукопашный. Сложное суффиксальное прилагательное, образованное на основе корней, обнаруживаемых в словах рука и пахать в значении «махать» (1 балл.)
в) Соловей. Птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло. (1 балл.)
г) Тихомолком. Возникло путем сложения наречий тихо и молком т.е. молчком (1 балл.)
5.Что, на ваш взгляд, общего в происхождении слов мыло, рыло? (1балл.)
Запишите ряды из четырёх слов. Три слова в каждом ряду можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите его и вычеркните лишнее слово.
а) Владелец, кормилец, наглец, страдалец. (1 балл.)
б) Время, лицо, наклонение, спряжение. (1балл)
в) Взгляд, взлом, взнос, взор. (1 балл.)
г) Забавлять, заезжать, занозить, затеять. (1 балл.)
д) Десяток, пятак, сотня, тысяча. (1 балл.)
Послушав словосочетания, ответьте, можно ли так сказать. Если да, поставьте +; если нет, исправьте и запишите словосочетания в исправленном виде.
а) Призывать о помощи. (1балл.)
б) Преклоняться ее красоте. (1балл.)
в) Смириться перед неудачей. (1 балл.)
г) Отдать все силы для работы. (1 балл.)
Запишите предложение, расставьте знаки препинания так, чтобы в нём не было ни одной запятой.
Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и верёвочной упряжью (Гоголь). (2 балла)
Писатель В.Набоков в своей заметке «Искусство перевода» приводит курьёзный случай: один немецкий профессор перевел пушкинское «У лукоморья….» оборотом « На берегу Лукового моря…»
Какое явление русского языка повинно в ошибке? И имеет ли Лукоморье непосредственное отношение к какому-нибудь луку? (2 балла.)
Вычеркните ненормативные сочетания.
Двое учеников, двое детей, двое котят, двое слонов, двое рабочих, двое женщин, двое ножниц, двое столов, двое нас. (0.9 балла: по 0,1 балла за каждое верно оцененное словосочетание.)
11.Случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Аргументируйте вашу точку зрения (2 балла.)
Расставьте ударения в выделенных словоформах.
Я не брала этой книги. Я не поняла, кому ты звонишь. Что вы стоите, как сироты! Я не нуждаюсь в вашем ходатайстве. ( по 0.5 балла за одно правильное ударение)
Сейчас в обращении в нашей стране основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их. Назовите также известные вам разговорные наименования монет достоинством в 2, 5. 10, 15, 20 50 копеек, бытовавших в обиходе уже 20 веке Вспомните фразеологизмы и пословицы, в которых упоминаются денежные единицы (по1 баллу за каждое наименование и + 0,5 балла за фразеологизм или пословицу)
14.Определите, все ли правильно в приведенных ниже предложениях. Если необходимо, исправьте их.
!) Победа команды в очередном матче дала возможность ее тренеру более оптимистично взглянуть в будущее.
2) Бросается в глаза вопиющее несоответствие грандиозного комплекса с долей нашего реального присутствия в этой экзотической стране.
3) Он почувствовал себя бессильным против надвигающейся опасности.
4) Я так и не получил разъяснения о том, как действует этот механизм. ( 2 балла: по 0,5 балла за каждую верную правку.)
Определите, какие из названий сторон света доказывают, что наши предки считали, будто не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце – вокруг Земли. (3 балла: по 1.5 балла за объяснение каждого из двух слов.)
Определите тип ошибок, исправьте ошибки.
1)Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
2) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста.
3) Вышев на сцену, певцы поклонились.
4)Хорошо было бы, если бы на картине не стояла бы подпись художника.
Нет комментариев