Прочитайте выразительно первую строфу стихотворения «Тучи».
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Прочитайте выразительно 1-ю строфу, определите её общую интонацию. Как проявляется в ней присутствие лирического «я»? Какова роль метафор? Грусть. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. МИЛЫЙ СЕВЕР СТЕПЬЮ ЛАЗУРНОЮ ЦЕПЬЮ ЖЕМЧУЖНОЮ
Прочитайте выразительно 1-ю строфу, определите её общую интонацию. Как проявляется в ней присутствие лирического «я»? Какова роль метафор?
Грусть.
Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире.
Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю.
МИЛЫЙ СЕВЕР
СТЕПЬЮ ЛАЗУРНОЮ
ЦЕПЬЮ ЖЕМЧУЖНОЮ
Прочитайте выразительно 2-ю строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «я»? В чём необычность построения предложений? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные? Очерк собственной участи поэта. 2-я строфа – перечень риторических вопросов. Существительными обозначен мир гонителей. Это безжалостные, ничтожные, коварные люди.
Прочитайте выразительно 2-ю строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «я»? В чём необычность построения предложений? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные?
Очерк собственной участи поэта.
2-я строфа – перечень риторических вопросов.
Существительными обозначен мир гонителей. Это безжалостные, ничтожные, коварные люди.
Прочитайте выразительно 3-ю строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «я»? Только ли к тучам обращается лирический герой? В последней строфе – сдержанное личное признание «от противного»: герой «Туч» с болью покидает родину, отправляясь в изгнание. Стихотворение закольцовано словами изгнанники и изгнания. Лирический герой несвободен, подавлен. СТРАННИК ИЗГНАННИК
Прочитайте выразительно 3-ю строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «я»? Только ли к тучам обращается лирический герой? В последней строфе – сдержанное личное признание «от противного»: герой «Туч» с болью покидает родину, отправляясь в изгнание. Стихотворение закольцовано словами изгнанники и изгнания. Лирический герой несвободен, подавлен. СТРАННИК ИЗГНАННИК
Изгнанник в художественном мире М.Ю.Лермонтова – это человек избранный, исключительный, стремящийся к внутренней свободе, к познанию своего истинного предназначения, изгнанный не только людьми, но и своим Отечеством, чуждый всему…
Изгнанник в художественном мире М.Ю.Лермонтова – это человек избранный, исключительный, стремящийся к внутренней свободе, к познанию своего истинного предназначения, изгнанный не только людьми, но и своим Отечеством, чуждый всему…
Комментарии 3