ЧУДО ГЕОМЕТРИЯ
дидактическая игра на практическое выделение формы и развитие воображения
Цель:
Познакомить детей с основными геометрическими фигурами.
Учить различению основных цветов.
Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
Развивать фантазию и воображение.
Оборудование: Рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур из мягкого материала; различные фигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка с держателями для удобного составления фигур.
Ход игры: Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации сбора этих геометрических фигур. Педагог объясняет, что для более удобного складывания фигур надо держаться за держатель, прикрепленный к каждой фигурке. Сначала педагог дает ребенку фигурки только к одной геометрической фигуре и предлагает угадать, как из них можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях снова перейти к ограниченному количеству изображений.
ПОЛЯНКА
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
Развивать внимание и воображение.
Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование: На плотном листе располагаются две рабочие зоны: на большей – фон для составления сюжета и прикрепленные к нему небольшие кусочки липучек различного цвета, но соответствующие цветам липучек на обратной стороне фигурок (солнышко, облака, бабочки), находящиеся во второй небольшой зоне, также прикрепленные на липучках. Количество липучек на обеих рабочих зонах – равное. Каждая фигурка имеет небольшое колечко для того, чтобы было удобнее перемещать фигурку на липучке.
Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую картинку, заполненную прикрепленными фигурками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем взрослый убирает несколько фигурок и просит ребенка поместить их на соответствующие места. Если ребенок допускает ошибки при перемещении, то педагог указывает на обратную сторону фигурок и показывает соответствующий цвет липучек, на котором должна быть размещена фигурка.
СОБЕРИ ДОМИК
коррекционное упражнение на практическое выделение формы
Цель:
Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
Оборудование: Две пластмассовые доски (на каждой 6 прорези) в форме домиков; пластмассовые фигурки различного цвета, по форме соответствующие прорезям.
Ход игры: Педагог кладет перед ребенком первый домик (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на нем нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы. Перемешивает их и просит ребенка снова составить из них целый домик, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Возможно обыгрывание различных вариантов: заселение жильцов в домики, ремонт домика, закрывание окошек и т.д.
НАЙДИ ШАРИКУ ДОМИК
практическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
Развивать движения рук и целенаправленность действий.
Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Учить различать цвета, ориентироваться в игре как на значимый признак.
Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование: На плотном фанерном листе размещены и крепко закреплены: в левом верхнем углу листа большой стакан, в котором находятся 23 небольших шарика различного цвета, но соответствующего цветам 23 неглубоких баночек (красного, синего, желтого, зеленого), расположенных хаотично на фанерном листе; пинцет или щипцы для сахара.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Педагог выставляет перед собой и ребенком игру и рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятся маленькие цветные шарики, которые хотят жить каждый в своем домике, а для этого им надо помочь найти свой домик. Педагог берет щипцы или пинцет, показывает, как удобнее брать шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокие баночки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и кладу его в красный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике» и т.п.
СОЛНЫШКО
дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук
Цель:
Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита круг на устойчивой подставке, раскрашенный как «Солнышко», по всему кругу распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.
Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением солнышка и объясняет, что солнышко это сказочный герой и состоит он из самого круга и лучиков, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять лучики к солнышку, чтобы оно лучше светило. Возможны следующие варианты игры: - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; - свободное творчество детей.
ЁЖИК
дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук
Цель:
Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита ёжик на устойчивой подставке, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.
Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры: - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; - свободное творчество детей.
ПОЙМАЙ РЫБКУ
дидактическая игра на развитие движений кистей рук
Цель:
Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Развивать положительное отношение к игре.
Развивать внимание и ориентировку в пространстве.
Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
Учить различать понятия «большой – маленький» путем подбора и сравнения предметов.
Оборудование: 1вариант: аквариум, заполненный водой и пустой аквариум: пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров; сачки. 2 вариант: аквариум, заполненный водой и пустой аквариум; пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров с прикрепленными магнитами и кольцом для крючка; удочки с крючками или магнитами на конце лески.
Ход игры: Педагог показывает детям аквариум и рыбок и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком или удочкой в другой аквариум. Показывает, как это сделать. Потом предлагает детям стать ловкими и выполнить те же действия. Ребенок берет сачок или удочку ведущей рукой (правой или левой). Пойманных сачком или удочкой рыбок ребенок переносит в аквариум. Педагог обыгрывает игру, предлагает детям сначала поймать только маленьких рыбок, затем красного цвета и т.д.
ДОЖДЬ ИДЕТ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
Учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
Соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии).
Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.
Оборудование: Картонный лист с изображением травки и грибка, на листах сверху закреплены две тесьмы, от каждой из них вниз по диагонали листа сделано по шесть отверстий, в которые продевается тесьма – «дождик»; все линии должны быть параллельны, фигурки зайчат (или других животных) из картона.
Ход игры: Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка (или другие животные). «Ой, пошел дождик», - говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы картона, и они с его помощью выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат (или других животных)». Раздает фигурки зайчиков (или других животных). Дети прячут их под грибками.
ПИРАМИДКА
коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий
Цель:
Учить соотносить отверстия колец со стержнем.
Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками.
Формировать направленность действий и устойчивость внимания.
Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.
Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.
Ход игры: 1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2 вариант: Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
дидактическая игра на восприятие цвета
Цель:
Формировать положительное отношение к игре и учить ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.
Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
Учить обозначать результат словами «такой», «не такой», учить действовать по подражанию.
Учить подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
Оборудование: На плотных листах бумаги изображены орнаменты, состоящие из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки, соответствующие цветам орнамента.
Ход игры: Педагог расставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и набор цветных крышек, обращая внимание на их одинаковость. Затем объясняет, как нужно собрать орнамент, чтобы он получился красивым рисунком. При этом педагог проговаривает: «Беру красную крышечку, кладу на красный кружочек». Ребенок самостоятельно может пробовать собрать орнамент, накладывая крышечку на кружочек, проговаривает: «Взял такой», или после примеривания «Взял не такой». В ходе игры педагог обязательно должен хвалить ребенка за правильный выбор цвета.
ПОСТРОИМ ДОМИК
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии).
Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.
Оборудование: Картонный лист с изображением и в форме домика, на крыше домика сверху закреплены два шнурка каждого цвета, от каждого из них вниз вдоль крыши по диагонали сделано четырнадцать отверстий, в которые продевается шнурок; вокруг окна вдоль ставен по диагонали сделаны отверстия и в них продевается шнурок коричневого цвета.
Ход игры: Педагог рассматривает с детьми домик, отдельно крышу, окно, заборчик. Могут обыгрываться различные ситуации: залатаем крышу, закроем ставни, построим заборчик. Варианты игры с использованием шнуровки: по образцу, по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно.
ПОКОРМИМ ЧЕЛОВЕЧКОВ
дидактическая игра на развитие движений пальцев
Цель:
Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным видом хватания.
Учить различать предметы по форме, цвету, назначению.
Оборудование: В коробке находится большое количество сухих горошин и фасоли, две плоские баночки с плотно закрытыми крышками, на которых нарисованы лица веселых человечков, у которых вместо рта прорези.
Ход игры: Педагог обыгрывает приход веселых человечков в гости к детям и предлагает детям покормить гостей. Затем педагог говорит, что мальчик любит фасоль, а девочка горох, и показывает, как правильно нужно покормить гостей. В ходе выполнения игровых действий педагог фиксирует в речи способ действия: «Покормим мальчика фасолью», «Покормим девочку горохом»
Нет комментариев