12.21. Суббота
РЯ 8б 04.12.21. Суббота
Тема урока. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Цель урока. Систематизация знаний учащихся о дополнении как о второстепенном члене предложения; углубление знания учащихся о прямом и косвенном дополнении.
Ход урока.
1. Организационная часть урока. Здравствуйте, ребята! ! Очень рада общаться с вами на сегодняшнем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите число (Четвёртое декабря, классная работа, тему урока- Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.
Мы с вами уже знаем, что такое дополнение. Почему же мы ещё и в 8 классе изучаем этот член предложения. Оказывается, мы не всё знаем об этом ВЧ.
Б) Актуализация опорных знаний учащихся.
Повторим предыдущий материал, используя метод «Незаконченное предложение». Я начинаю говорить предложение, а вы заканчиваете.
- Члены предложения делятся на … (главные и второстепенные).
- Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое).
- Подлежащее – это главный член предложения, который… (обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? что?)
- Сказуемое – это главный член предложения, который … (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будут делать?)
- Второстепенные члены предложения – это … (дополнение, определение, обстоятельство)
- Определение – это второстепенный член предложения, который …(обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие?)
- Как подчёркивается подлежащее? сказуемое? определение? дополнение? обстоятельство?
4. Усвоение новой темы
Слово учителя.
Какие ассоциации возникают у вас при слове ДОПОЛНЕНИЕ.
Ребята, сейчас я предлагаю вам провести поисковую работу. Изучив тему по учебнику, вы должны определить, что вам известно, что для вас является новым материалом. Сделать вывод о том, какое дополнение называется прямым, косвенным. (на флипчартах) Работать будете в группах.
I группа – изучает: чем выражается дополнение? Что обозначает дополнение? Стр.136, 138
II группа – какое дополнение называется прямым, а какое косвенным. Стр. 137
Физминутка
5. Закрепление изученного материала. А теперь применим эти знания на практике.
1. Лингвистическое исследование. «Найти дополнение» (Выполните в РТ)
1. Старик ловил неводом рыбу.
2. Приплыла к нему рыбка.
3. Старый Тарас думал о давнем.
4. Все просили ее спеть что-нибудь.
5. Он выпил стакан чаю.
6. Я прошу вас говорить тише.
7. Я часто спрашивал ее о забытом.
8. Разделить десять на два
9. Завтра не будет похоже на сегодня.
10. Они нашли его больное место.
11. Он стал для нас яблоком раздора.
12. Мы попросили мороженого.
Например, в предложении Дети ели торт. Форма И.п. подлежащего совпадает с формой В.п. дополнения. Тогда нужно найти грамматическую основу и задать вопросы от главных членов к зависимым. Таким образом, по вопросам косвенных падежей вы найдёте дополнение.
• Я люблю улицы Астаны летом. Мы приготовили уроки. Город украшает сад. Деревья роняют листья.
• Солнце заплетает березы. Буря мглою небо кроет. Хозяйка жарко натопила печь. Мать велела поставить чайник.
6. Итог урока. Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном и родительном падежах без предлога.
Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.
7. ДЗ. Подчеркните дополнение и определите его вид - прямое или косвенное. (Выполните письменно)
Вскоре увидели (кого?) виновника шума (В. Арсеньев).
Свою (кого?) Тамару не брани (М. Ю. Лермонтов).
(что?) Осень и зиму Павел не любил (Н. Островский).
Горные хребты пересекали приморскую (что?) страну (К. Паустовский).
Ночью я вышел на улицу, и (кого?) меня поразило еще невиданное зрелище (И. Соколов-Микитов).
Пароход ведёт из Нижнего с ярмарки в Астрахань (что?) четыре баржи (М. Горький).
В передней (кого?) никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши…(Лев Толстой. Война и мир).
Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду (И. С. Тургенев).
Науки юношей питают (М. Ломоносов).
Так вот и устроился у меня жить ёжик (М. Пришвин).
Еще не вся черемуха тебе в окошко брошена (М. Исаковский).
Айвазовский сидел на берегу. Художник думал о картине, которая стояла неоконченная (Н. Григорович)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6