Мраморный дворец, расположенный в центре Северной столицы, считается одним из самых величественных и ярких сооружений города. Этот архитектурный памятник 18 века поистине уникален. Дело в том, что это первое здание в Петербурге, в отделке фасада которого применялся естественный материал — мрамор. Стоит отметить, что для строительства использовалось 32 вида мрамора, привезенного из разных стран.
Изначально на месте Мраморного дворца находилось двухэтажное здание Почтового двора, построенного по проекту Доменико Трезини.
24 марта 1716 года именно на этот Почтовый двор из Италии прибыли отец и сын Растрелли. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон, подаренный русскому царю персидским шахом Солтан Хусейном. После смерти слона 23 мая 1717 года из него сделали чучело и выставили на обозрение в Кунсткамере, а в «слоновом амбаре» разместили Готторпский глобус, находившийся здесь до 1726 года, когда он также был перенесен в Кунсткамеру.
Здесь Петр I проводил свои ассамблеи и праздничные мероприятия. Также в здании были ресторан, гостиница и почта. Интересно, что в хорошую погоду Петр приходил сюда пешком из Летнего сада. Зимой постояльцы гостиницы жили как на пороховой бочке. Если царь неожиданно приезжал на Почтовый двор, то все жильцы мгновенно выселялись. Спустя время здесь выстроили Манеж, а почта переехала в другое место. Но новое здание Манежа уже в 1737 году сгорело.
Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор и находящееся перед ним здание слоновника. Выжженное место расчистили, а этот участок назвали «Верхней набережной площадью». Площадка, ставшая продолжением Марсова поля, довольно долго пустовала и лишь в 1768 году по велению Екатерины II на её территории приступили к строительству дворца предназначавшегося в качестве подарка её фавориту Григорию Григорьевичу Орлову.
Здание строилось с 10 октября 1769 года до 1785 года.
Екатерина решила щедро отблагодарить Григория Григорьевича за то, что он помог ей стать императрицей. Разумеется, Орлов не мог не сделать ответный подарок и в качестве презента выбрал роскошный бриллиант «Надир-шах». Стоимость камня составляла 460 тысяч рублей — баснословные деньги для того времени. Кстати, приблизительно столько же денег ушло и на строительство самого Мраморного дворца.
Незадолго до окончания строительства граф умер и Екатерина выкупила дом у его наследников.
В 1796 году пожаловала его своему внуку великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.
Мрамор для облицовки здания привозили из Италии, Греции и России.
Интересно, что в фундамент здания был заложен большой ящик с монетами, который тоже сделан из мрамора. На стройке Мраморного дворца ежедневно трудились около 300 человек. Императрица лично следила за ходом работ и поощряла самых активных строителей.
Внутреннее убранство Мраморного дворца поражает своим великолепием. Здесь все было продумано до мелочей. Парадную лестницу украшали статуи Утро, День, Вечер и Ночь, а также скульптурные группы, олицетворявшие весеннее и осеннее равноденствие. Помимо роскошных залов здесь находилась библиотека, большая картинная галерея, спальни, гостиные, кабинет, турецкая и греческая бани.
В XIX—XX веках дворец был родовым домом великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей. После смерти Константина Павловича в 1831 году, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформы, Константину Николаевичу.
В 1797—98 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.
Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделывал по своему проекту архитектор Александр Брюллов.
В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт Великий князь Константин Константинович (К. Р.). После него хозяином Мраморного дворца был сын Константина Константиновича, князь императорской крови Иоанн Константинович, сброшенный большевиками в шахту в Алапаевске в 1918 году. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал в эмиграции воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».
В 1919—36 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после её ликвидации — филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н. Е. Лансере и Д. А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.
После революции здание национализировали, а все богатые коллекции передали Эрмитажу. Во дворце в разное время находились такие организации, как Наркомат просвещения, Управление дворцами-музеями, Центральное бюро краеведения и другие. В 1992 году дом отдали в ведение Русского музея. Перед зданием был установлен конный памятник Александру III.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев