Если Вы прогуливались по Большому Гнездиковскому переулку в Москве, то наверняка обращали своё внимание на огромное здание под номером 10, которое зажато с двух сторон плотной застройкой. Два подъезда с массивными деревянными дверями скрывают от глаз горожан множество интересных деталей. Например, красивое панно с лебедями, которое создал художник А. Головин. Эту мозаику совсем не видно прохожим снизу, зато с расстояния соседнего Тверского бульвара она прекрасно просматривается.
Вид на дом с Тверского бульвара (в верхней части видно панно из мозаики)
Дом был построен в 1912-13 годах архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее. На тот период времени это был настоящий небоскрёб и колоссальное по своему величию сооружение, выполненное в виде буквы «П». Именно из-за своей высоты здание в народе прозвали «тучерезом».
Ранее, на месте Дома Нирнзее, находилась дворянская усадьба, которая со временем пришла в негодность и в ходе реконструкции рухнула. Этим моментом воспользовался прославленный архитектор и представил городским властям свой необычный проект.
Квартиры в построенном доме имени Нирнзее в противовес масштабам дома и коридоров получились малогабаритными, хотя и с высокими потолками (именно по этой причине одно из неофициальных названий — «дом холостяков»). В них не были спроектированы кухни — планировалось, что люди (а жить должны были здесь мелкие служащие и рабочие) будут заказывать блюда из ближайших трактиров (для этого на каждом этаже дежурили специальные люди по аналогии со службой доставки).
Коридоры и лестницы получились наоборот очень просторными (по проекту — для более лёгкой эвакуации людей в случае пожара и доступа пожарных). В таких просторных коридорах некоторые дети даже играли в мяч или катались на велосипеде. По проекту были предусмотрены шахты лифтов — ещё одна диковинка для Москвы того времени. Причём лифты не только пассажирские, но и грузовые — для доставки блюд из столовой на этажи (грузовые не сохранились).
Увы, но столь известное творение не принесло счастья его создателю — архитектору Нирнзее. Творца начали преследовать всевозможные несчастья, жить в доме становилось всё сложнее, особенно после того, как его сын покончил здесь же с собой. Тогда Нирнзее решил продать дом банкиру Рубинштейну в 1915 году. Много нехороших слухов ходило в те времена про дом Нирнзее: самоубийства жильцов, пожары в окрестных домах, голоса непонятно откуда и прочее; сейчас уже сложно их проверить или опровергнуть.
В разные годы в доме гостили и проживали видные деятели искусства и государственной службы: В. Маяковский, М. Булгаков, С. Зубатов (бывший руководитель жандармерии), Г. Распутин, Л. Каменев, А. Вышинский (ген. прокурор СССР) и другие. В здании располагались театр-кабаре «Летучая мышь», в котором были задействованы актёры МХТ, редакция, столовая, ресторан на крыше, детские сады. История здания тесно связана со съёмками фильмов «Курьер», «Служебный роман» и некоторыми другими.
Именно в доме Нирнзее М. Булгаков на Масленицу встретил свою последнюю любовь — Е. Шиловскую, которая стала прототипом Маргариты, здесь же, стоя на крыше дома, писатель восторгался видами Москвы и делал описания для очерка «Сорок сороков».
Дому посвящены не только произведения, но и стихи:
Помните,
дом Нирензее стоял,
Над лачугами крышицу взвеивая?
Так вот:
теперь
под гигантами грибочком
эта самая крыша
Нирензеевая.
(В. Маяковский - 5 Интернационал)
Сейчас дом Нирнзее — это добротное и красивое историческое здание, которое охраняется государством (о чём свидетельствует табличка на стене). На 9 этажах находятся квартиры и офисы, а на 10 этаже (на крыше) — редакция «Вопросы литературы». Внизу каждого из двух подъездов находится комната вахтёра. Поднимаясь по этажам, можно всё также лицезреть длинные широкие коридоры, в которых происходило не одно историческое событие…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев