- В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета - академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для "храма советской науки" высотку. Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя "научного" отдела ЦК пригласили в горком партии: "Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа."
- Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по "университетскому вопросу", и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор - чтоб издалека было видно. ".И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! - добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: - Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!" Тут в разговор вмешался Молотов: "Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!" - "Хорошо, оставляем три тысячи комнат!".
- В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой внушительных размеров. Персонаж на листах ватмана был изображен абстрактный - фигура человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.
- Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.
- Специально "под университет" в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло провести остаток срока на сооружении МГУ.
- Иосиф Виссарионович не дожил до открытия Главного Здания семь месяцев. Проживи он еще немного, и Московский государственный университет стал бы вместо "имени М.В. Ломоносова" - "имени И.В. Сталина". Планы подобного переименования были уже вполне реальны. Но генералиссимуса не стало, и проект остался неосуществленным. А ведь зимой 53-го даже буквы для нового названия университета были готовы. Уже даже размечали их установку над карнизом главного входа в высотное здание.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев