В день, посвященный Архангелам Божим Михаилу и прочим бесплотным силам, о чем нам больше и рассуждать, как не об Ангелах.
К чему же именно направить нам слово свое?
Давайте укорять себя. За что? За то, что есть еще у нас грехи, заблуждения, ошибки, горести и беды; ибо всему этому не следовало бы быть между нами, когда окружает нас сонм бесплотных, и есть у каждого Ангел Хранитель. Ангелы Божии – сами – попустят ли чему такому среди нас? Нет, если попускают, то, верно, по вине нашей, – или потому, что делаем себя недостойными Ангельского руководства и помощи, или потому, что своим противодействием и противонастроением уничтожаем и отвращаем все усилия Ангелов содействовать нам в добре. Как же теперь быть? Надо себя так настроить, чтобы не отвращать, а привлекать Ангельское содействие. А как это делать? Вот как.
Надо помнить, что есть у нас Ангел Хранитель, и иметь к нему умное и сердечное обращение, – и в обычном ходе жизни нашей и тем паче, когда она чем-либо возмущается; когда нет такого обращения, то Ангелу нет способа вразумить нас. Когда идет кто в трясине, или пропасти, или реке, заткнув уши и закрыв глаза, – что ты ему сделаешь и как поможешь? Кричать бы, – у него уши заткнуты; знаком бы показать опасность, – у него закрыты глаза. Так, когда нет у нас умного и сердечного обращения к Ангелу, – это то же, что мы, обратясь к нему задом, идем в опасность. Он и дает нам предосторожность; но ум не видит и сердце не ощущает того. Вот и впадаем в беду или грех и заблуждение.
Скажешь – пусть за руку возьмет и наведет на путь правый. Верно, он так и готов делать, – и ищет у тебя руки, чтоб взять за нее и поруководить тебя. Но есть ли рука-то такая у тебя?
Ведь не за эту телесную руку возьмет он, – хоть и сие бывает в особенных случаях, – но за руку душевную, нетелесную, как и сам бесплотен. Душевная же рука есть деятельная сила, направленная ко спасению и ревнующая о нем. Когда есть в душе ревность о спасении, непременно Ангел Господень возьмет тебя за нее и будет руководить; а когда нет, за что ему взять тебя? Нет у тебя места для соприкосновения ему с тобою. Ибо сам он есть из числа духов, посылаемых «за хотящих наследовать спасение» (Евр. 1, 14). Когда нет сего хотения, или ревнования о спасении, как он к тебе подступит, как воздействует на тебя?
Опять скажешь: пусть самое желание спасения возбудит. И это он делает, и делает прежде всего и усерднее всего, ибо тут корень жизни духовной. У тех, кои имеют сие желание спасения, он его поддерживает и укрепляет; а у кого нет, всячески возбудить заботится. Но редко успевает по причине большого нестроения, качествующего в нерадивой душе. В такой душе все в смятении – и мысли, и чувства, и намерения, – беспорядочный шум – как на базаре. Этот недостаток внутреннего мира и собранности, в какой мере есть у нас, в такой есть он – враг Ангельскому на нас действию. Как внушит что-либо доброе Ангел, когда внимания нет? Как услышит сие внушение душа, когда в ней шум и смятение? Вот усилие Ангела Господня и остается в нас бесплодным!
Итак, хочешь ли пользоваться Ангельским руководством и содействием, – укроти ты свою внутреннюю беспорядочность, – собери ты свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Склонись на сие внушение и возьмись ревновать о спасении – тогда Ангел Господень не только за руку тебя возьмет, а на свои руки тебя подымет, – и не поведет только, а понесет по пути спасительному. Только и ты – постоянно уже имей умное и сердечное обращение и в ревности не ослабевай. И все, которые спасались, так спасались. Прочитай или послушай житие Святых! Если мы не видим на себе такого осязательного Ангельского нам содействия, – некого винить: сами виноваты. Сами не даемся в руки Ангелам, и тщетными делаем все их о нас попечения. Побьется с нами Ангел Божий, побьется, – и отступит. Опять приступит, – и опять отступит. Итак – все, пока умрем. А когда умрем, Ангел представит Господу книгу жизни нашей и скажет: все сделал, чтобы вразумить; ничему не внимала душа сия. И положено будет на книге жизни надписание осуждения нашего, которое непременно исполнится на страшном суде.
Ангелы Божии, пока живы мы, суть наши хранители, защитники и руководители; по смерти же нашей, – на страшном суде, – будут неумолимыми исполнителями праведного о нас определения Божьего. Слышали, что читалось в нынешнем Евангелии?!
«Послет сын человеческий Ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф. 13, 41, 42).
И конец всему! Печать правды Божией наложится: кто снимет ее?!
Правда, будет там и другая половина, о коей говорится: «Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их» (Мф. 13, 43).
Но попадем ли мы в число сих блаженных?! Обетование всем дано, но надо исполнять условия. Исполняющий их есть бодренный ревнитель. Почему, если мы будем больше походить на тех, о коих говорится в нынешней притче о пшенице и плевелах (Мф. 13, 24–30, 36–43), то чего от нас ожидать?! Когда спим, т. е. не радим о спасении и мятемся во всякой суете: тогда Ангелу доступа к нам нет, а врагу тут-то все и сподручно. Подходит он смело и влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на них и при удобном случае приводит в исполнение.
Чем дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел посреди пшеницы, которого конец – пожжение.
Вот вам краткое указание на то, как держать в отношении к Ангелам.
Да не оскорбится душа ваша, что навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем, чтобы отвратить вас от мрака греха и обратить к свету Ангелоподобного жития, чтоб, здесь в общении с Ангелами поживши, все вы сподобились Ангельского и на небе сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца Нашего Небесного.
Аминь
Святитель Феофан Затворник.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16