«Есть много молитв, но превосходнее всех та, которую дал нам Сам Спаситель «Отче наш», а после нее спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия (т.е. молитва Иисусова), в научении нас которой, потрудились многие преподобные отцы наши, и между ними златословесный отец наш Иоанн, в трех словах изложивший учение о сей Божественной молитве;
затем Богоносный Лествичник, Диадох и другие многие.
Они говорили о ней достойно жившего в них Духа Божия, так как молитва сия в Духе Святом изрекается,
как говорит святой Павел: “Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым” (II Кор. 12:3).
И тот, кто изрекает, от Бога есть, как говорит св. Иоанн:
“Всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога есть” (I Ин. 4:2)…
Сия Божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.
Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святаго и Божественных даров
подательница (слышите, что призывание Имени есть подательница, а не посредствующая сила), сердца очищение, бесов изгнание,
Иисуса Христа вселение, духовных разумений и Божественных помыслов источник,
грехов отпущение, душ и телес врачевательница, Божественного просвещения подательница, милости Божией кладезь, откровений таин Божиих ходатаица, единая спасительница, яко имя Иисуса Христа Сына Божия, на нас названное, в себе носящая.
Слышите, каково значение, придаваемое в молитве призыванию Имени Иисуса!
Похоже ли это святоотеческое учение на новое учение имеборцев о том, что в Иисусовой молитве Имя Иисусово есть лишь
посредствующая сила!
Похоже ли это святоотеческое учение на то, что частое призывание в молитве Иисусовой Имени Иисусово не необходимо!
И несть иного имени под небесем, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:12), — как говорит апостол.
Призывание сие есть и молитва, потому что сим испрашиваем мы милости Божией,
— и обет, потому что в нем мы себя самих предаем Христу чрез призывание Его,
— и исповедание, потому что, исповедав так Господа Иисуса, Петр ублажен Им (Мф. 16:17),
— и сердца очищение, потому что Бог зрит, и призывает, и очищает того, кто таким образом зрит Бога
(видишь, что призывание Имени Иисусова есть созерцание Самого Бога),
— и бесов изгнание, потому что именем Иисуса Христа бесы были изгоняемы и изгоняются,
— и вселение Христа, потому что Христос в нас есть памятованием о Нем и памятованием сим вселяется в нас.
Слышите, как подобает, следовательно, понимать приведенные в предыдущей главе слова св. Василия Великого, что «посредством памяти водруженная в нас мысль о Боге есть вселение в нас Самого Бога»;
итак, этими словами св. Василий Великий не только не отвергает спасительности частого призывания Имени Господа Иисуса Христа, но подтверждает.
Она исполняет веселия, как говорит св. Давид: “помянух Бога и возвеселихся” (Пс. 76:4),
и духовных разумений и помыслов источник, потому что во Христе “вся сокровища премудрости и разума сокровенна” (Кол. 2:3),
и Он подает их тем, в коих вселяется;
и Божественного просвещения подательница, потому что Христос есть истинный Свет (I Ин. 5:20),
и призывающим Его сообщает просвещение и благодать, как Пророк взывал: “Буди светлость Господа Бога нашего на нас” (Пс. 89:17),
и как Господь обетовал: “ходяй по Мне имать Свет животный” (Ин. 8:12),
— и милости Божией кладезь, потому что милостив Господь и ущедряет всех призывающих Его (Пс. 85:5)
и “творит скорое отмщение вопиющим к Нему” (Лк. 18:7–8),
— и откровения смиренным таин Божиих ходатаица, как рыбарю Петру истина о Христе явлена была от Отца Небесного (Мф. 16:17),
и как Павел “восхищен был в рай до третьего неба и слышал неизреченные глаголы” (II Кор. 12:4),
— и единая спасительница, потому что “нет ни о едином же ином спасения” (Деян. 4:11), кроме Господа, к Коему взываем,
ибо Сей — “Единый есть Спас мира Христос” (Ин. 4:42).
“всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил. 2:11).
Такое исповедание есть знак веры нашей и свидетельство, что мы от Бога.
Ибо всяк дух, “иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть”, а не исповедующий сего
“от Бога несть”, а есть “антихристов” (I Ин. 4:3).
Посему всем верующим надлежит имя сие непрестанно исповедывать и для проповедания веры, и для засвидетельствования любви нашей к Господу нашему Иисусу Христу, от Которого ничто никогда не должно нас разлучать;
и ради благодати от Имени сего отпущения грехов, уврачевания души, освящения и просвещения, и прежде всего ради спасения,
слышите, какая Божественная сила присуща Имени Господню!
— и отпущение грехов, и спасения!
Но кто же имеет власть отпускать грехи, кроме Самого Господа?
Не ясно ли, что этим самым не иное что говорит св. Симеон, как то, что Имя Господне есть Сам Господь.
Божественный Евангелист говорит: “сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос, Сын Божий”.
Се вера! — “и да верующе живот имате во имя Его” (Ин. 20:31).
Се спасение и жизнь! (т.е. Имя Его). Сие призывание всякий благочестивый всегда да возглашает, как молитву, и умом своим, и языком, и стоя, и ходя, и сидя, и сколоняяясь на ложе, и говоря что-либо, и делая, — и всегда да понуждает себя к тому, и обретет великий покой и радость, как опытно знают это имеющие о сем заботливое попечение — и монашествующие, и миряне»
Святитель Симеон Солунский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 46