Ровные ряды симпатичных немецких домиков встречают каждого, кто въезжает в поселок.
На горке у городской площади кирха святого Якоба. Раньше кирха была обнесена городской крепостной стеной. Историки утверждают под ней располагались многочисленные подземные ходы, их схема неизвестна до сих пор, но, согласно преданиям, кирпичные сферические коридоры тянулись на несколько километров, выходили к рекам Прегель и Алле (Лава).
Велау (Знаменск) основан в 1328 году тевтонскими рыцарями.
В немецком райцентре проживало более 10 тысяч человек. В городке на реках Преголя, Дейма и Алле (Лава) сходились судоходные пути.
Сейчас население Знаменска - 4,5 тысячи человек, расположен он в 50 километрах от Калининграда в Гвардейском районе.
Есть еще одна тайна, над которой бьются историки. Краеведческий музей Велау славился по всей Германии огромной коллекцией рижских и немецких монет, предметов быта древних пруссов и рыцарей. Особой гордостью музея были оружейная палата и большая карта немецкого генштаба: места сражений Первой мировой войны. После штурма города в 1945 году архивы города были вывезены в Германию, бесценная экспозиция исчезла бесследно.
Водопад на реке Лава - впечатляет! Он был создан искусственно, специально для гидроэлектростанции.
До войны она обеспечивала электроэнергией большую часть городка и местный мукомольный завод, здание которого сохранилось. Сейчас водопад - просто красивое место отдыха Знаменска.
Ранняя история Велау начинается с начала XIII века. Именно в это время в местечке, окруженном двумя реками - Алле и Прегель, разбивали свои стоянки древние сембы, - так называли себя тогда пруссы.
На богатой водой низменности жили в 1211 году племена надраурцев, которые называли это место - Сике. Именно в это время формируется название оборонного местоположения Вилов, которое древние пруссы зачастую именовали Ветов, Ветало или Велов. Официально протокольная история Велау начинается 1255 года, который и является для нас родником запаси времен Ордена. Это был год, когда древние прусские племена возвратились из набега на Земландию и решили основать укрепление для дозора и охраны подступов к своим поселениям. Место было выбрано благоприятное в военном отношении: восточная сторона напоминала остров, юг - разливающиеся устье река Алле, а Север был с насыпью. Собственное природное укрепление могло выдерживать длительную оборону, оно состояло из земляного вала и лесного массива. В быстро построенном насыпном замке был оставлен сильный гарнизон под командой надраурца Эдлена Тирско и его сына Мандело. Запомним эти имена первых известных истории велаурцев. Тирско сознавал, что место в устье рек благоприятно в военном отношении. Нам известны слова летописца Петера фон Дюсбурга, который писал в хронике Пруссии: "Видение Бога не обмануло планов Тирско в укреплении выбранного места". Прусскую крепость Велау хорошо знали местные аборигены задолго до прихода рыцарей. Само название, по-видимому, имело ритуально-мифологическое происхождение, связанное с обрядом захоронения. Корень "вел" в прусском понимании - это душа, ушедшая к богам. Косвенным подтверждением может служить название реки на этом участке "Прегора" - пожирающая. Во время вечерней молитвы жрецы утверждали, что вода забирает души умерших и уносит в небесные чертоги. Заметим, что вплоть до сегодняшнего времени реки Лава и Прегель каждый год забирают на свое дно несколько человек..
Отныне Вилов стал опорным пунктом немецкого рыцарского Ордена, в который в 1258 году пришли первые переселенцы из Германии. В 1263 году многочисленное войско, состоявшее из надраурцев, сюдаурцев и литовцев после упорной осады разграбило и сожгло укрепление. Восставшие пруссы, возглавляемые вождем Геркусом Мантасом, использовали метательные устройства, забрасывали врагов стрелами с горящей смолой. После дальнейших боевых действий и окончательного завоевания Надровии в 1275 году с орденским войском Велов был отвоеван и здесь была организована немецкая колония, впоследствии вновь опустошенная вовремя восстания пруссов в 1280 году и сожженная литовцами в 1322 году. В 1280 году пруссы еще раз пытались овладеть Велау. Они разрушили крепость и покинули эти места, а однажды случилось недоступное разуму - остров заколебался и тихо ушел под воду, унося с собою крепость. Несмотря на жестокую судьбу города, надо отдать должное немецким колонистам, благодаря упорству которых укрепление снова и снова возрождалось из руин и пепла. Имеется древний документ времен Ордена, датированный 25 января 1336 года, который провозглашал: "Сей грамотой город Велов назывался, учреждался и строился".
Этот день считается днем рождения города Велау, нынешнего поселка Знаменск. Город получил свой герб. На зеленом фоне герба Велау - серебрянная голова оленя с золотыми рогами. Между рогами - золотая шестиконечная звезда, символизирующая счастье, удачу и благополучие. В геральдике голова оленя с
золотыми рогами. Между рогами - золотая шестиконечная звезда, символизирующая счастье, удачу и благополучие. В геральдике голова оленя олицетворяет воина, перед которым отступает противник. Тем самым подчеркивается пограничное положение крепости на территории Тевтонского Ордена, и ее роль в общей системе укреплений. В 1339 году для роста торговли и увеличения строительства Велау был освобожден от налогов с предоставлением ему кульмских прав. Думается, что читателю будет любопытно знать о сути кульмских прав. Кульмская грамота гарантировала самоуправление и независимый суд, признавала за гражданами право самим избирать своих правителей, приобретать земельные участки, строить мельницы, использовать полезные ископаемые, определять границы городской территории. На этой территории Орден не имел права покупать дома (а если получал их по завещанию, то обязан был как всякий другой владелец, платить городские налоги и подчиняться порядкам города), владеть своим имуществом на правах полной собственности и передавать его потомкам в вечное пользование или передавать его при одном условии, чтобы покупатель был способен отбывать воинскую повинность и платить небольшую поземельную подать в знак верности Ордену, горожане не были обязаны принимать к себе гарнизон и даже могли не пропускать через территорию города войска, воинская повинность для граждан была обязательной только на время похода, а остальное время они обязывались защищать только свою область, рынки освобождались от дорожных и таможенных пошлин, вводилась единая монета. Отметим, что в основе развития города властвовала хорошо продуманная политика,
устремленная в будущее. Отныне в Велау ничего не делалось без перспективы, без учета крепких корней, связывающих былые и грядущие поколения. Орденский город Велау возник путем так называемых локаций: крепость становилась центром определенной территории, которая обживалась пришельцами. Для освоения участка и расселения на нем колонистов Орден выделял предприимчивого распорядителя (локатора). Зодчими были сначала духовные лица и монахи. Позднее эти услуги предлагали строительные артели, которые странствовали от одного места к другому и за плату нанимались к застройщикам, строго храня секреты своего мастерства. В эти годы начались строительные работы. Город застраивался планомерно по прямоугольному расположению. Уличная сеть в форме решетки была сильно укреплена. Но мирное строительство и развитие города было прервано внезапным посещением в 1347 году литовским войском во главе с князем Кинстутом, который сжег деревяную церковь и жилые дома. Закладка замка была также разрушена, а судьба людей не известна до сих пор. Звездное время Ордена приходится на XIV век, на период с 1300 до 1382 года. Территории, завоеванные крестоносцами надо было обжить, обустроить. Именно в это время шло усиленное заселение города Велау. Сюда ехали и шли переселенцы со всех уголков Священной Римской империи германской нации - мужчины и женщины, старые и малые, горожане и крестьяне, обстоятельные хозяева, жаждущие обзаведения богатством и просто любители перемены мест, искатели приключений. Исследуя
генеалогические корни прусских городских поселений времен Ордена, немецкие историки объединяют их в 4 группы по географическому признаку: поселенцы из Мойсена, Силезии, Нижней Саксонии, Любека. Однако город был снова построен, на площади заложили замок - монастырь, строительство которого было завершено в 1351 году. Из архивного отчета от 13 декабря 1379 года явствует, что граждане Велау работали на строительстве крепостной стены вокруг города, которое было завершено в 1382 году под руководством известного мастера В.Книпроде. Город в то время был
окружен четырьмя круглыми кирпичными башнями, соединенными между собой высокой каменной стеной. Большая гипсовая модель крепости Велау, установленная в довоенном музее Велау, наглядно показывала картину того времени. Двое главных ворот на Севере и Западе с многочисленными выходами в стене к рекам надежно служили обороне города. На юге был вырыт ров, превращающий Велау в небольшой остров, соединяющийся с сушей подземными мостами и подземными ходами, схема которых не известна и до сих пор. Фрагменты старинной стены выложенной булыжниками и кирпичом можно и сегодня увидеть вблизи каменной церкви. Город украшали городская ратуша (1382 год) и церковь Якоби (1380 год), построенные из привозного обожженного кирпича.
В 1407 году городской совет Велау был наделен функциями местного самоуправления.
История немецкой пасторской церкви Велау насчитывает уже шесть столетий. С завоеванием Орденом Пруссии началось насильственное обращение в христианскую веру местного населения, в результате которого, по словам Э.Лависса, "весь этот народ пал жертвою католической цивилизации, оставив о себе только имя, присвоенное его победителем". В 1255 году на остове в устье реки Алле при ее впадении в реку Прегель пруссы построили укрепление Ветау. Это первое упоминание об этом месте в древних записях времен Ордена. В 1258 году крепость Велов
находится под властью крестоносцев. В 1336 году, когда происходила закладка города Велау, на месте языческого "храма" пруссов, начинается строительство деревянной церкви, которую в 1347 году сожгли литовцы. Руководство Ордена приложило много усилий, чтобы оставить яркий след в церковно-строительной истории Пруссии. Посредством великого мастерства Винриха фон Книпроде в 1360 -1380 годах на южной стороне города строится церковь Якоби в оборонительном рыцарском стиле и возводится городская стена с многочисленными подземными ходами. Схема подземных ходов до сих пор неизвестна, но согласно древним преданиям кирпичные подземные сферические ходы имели свои выходы за реками Прегель и Алле. Их тайна не раскрыта до сих пор. В течение времени тремя морскими путями в Велау привозился отличный обожженный кирпич, из которого строилась церковь. Позади находился церковный двор, хозяйственные здания, конюшня для скота и огороды. Удачно было выбрано само место: на возвышенности, рядом с площадью городской ратуши, в стороне от шумных улиц, защищенное от грунтовых вод и стихийных бедствий. Пасторская церковь Якоби возвышалась в городе, как корабль в море. В 1460 году, во время осады города, каменная церковь служила убежищем для населения. В 1521 году был заложен фундамент для алтаря. В здании церкви проходила торжественная служба, отмечались христианские праздники, проводились ежегодные ярмарки. По словам немецкого историка Х.Фишера, посещение церкви в то время было обязательным. "Определение гласило: "кто пропускает без причины церковную службу, тот платит церкви один грош"". Прилежное посещение церкви являлось долгом. Во время погребения мастера или мастерицы должны были появляться все представители этой профессии вместе со своими семьями. На важных документах ставилась специальная церковная печать Велау. В 1537 году в церковь Якоби ударила молния, оставив после себя более шестидесяти следов. В этом же году была основана реформаторская латинская школа, существовавшая до 1810 года. Многие ее выпускники вели церковную службу в приходах Пруссии. В 1557 году была проведена крупная финансовая инспекция церковной казны. В 1560 году латинская школа Велау была объявлена видным
учебным заведением Пруссии.
В средние века инквизиция с помощью церкви вела жестокую, бескомпромиссную борьбу с инакомыслием.
Так в 1591 году была обезглавлена женщина-колдунья, потому что она будто бы, по словам Х.Фишера, "не могла страдать и легко переносила сквозь волшебство испорченное пиво". Все казни проходили за городом на холме. Приезжающие немцы любят ходить на это место, не долго там задерживаются и категорически отказываются фотографироваться. Место вызывает беспокойство и страх. Вблизи нет домов и летом домашние животные обходят этот холм стороной. Внутри громадного зала церкви было очень роскошно и красиво.
В 1633 году достроен алтарь, состоявший из множества картин, символических резных фигурок Адама и Евы и других персонажей Библии, выполненный в виде виноградной лозы лучшими мастерами Пруссии. Алтарь являлся подтверждением
высокоразвитого искусства Запада. Он был построен в стиле, который занимает промежуточное положение между поздним ренессансом и барокко. В центре находилась картина распятого Христа, выполненная масляными красками. Алтарь в виде виноградной лозы был одним из чудес Восточной Пруссии, и многие знаменитости страны приезжали в Велау специально для того, чтобы насладиться его красотой. Кстати алтарь был одним из чудес этой страны. Могучая башня, высокие комнаты зала, красивейшие
цветные мозаичные окна, удобные скамейки вызывали у посетителей чувство безопасности, доверия к Богу, желание к покаянию и мольбе. Взбегающие вверх глухие окна башни были заложены кирпичом. Это объясняется тем, что в 1677 году сильная молния, прошедшая сквозь окна, разрушила башню с тремя колоколами и повредила алтарь. В 1685 году был сооружен орган, вновь перестроенный в 1810 году. В 1715 году была воздвигнута резная церковная кафедра с различными светильниками и украшениями, выполненными из желтой латуни. Колпак крыши венчался
маленьким фонарем. Много ударов судьбы выдержало здание церкви. Люди спасались в ней от чумы в 1549, 1602, 1710 годах. Языки пожаров 1546, 1659, 1673, 1736 пожирали деревянные предметы. Многочисленные войны оставляли о себе следы ударов стрел, ядер, снарядов и бомб.
1939 - в Велау проживало 8606 человек.
1940 - уничтожение душевнобольных подразделениями "СС" в провинциальной больнице Алленберг (нынешняя воинская часть).
1941 - Велау один из опорных пунктов дислокации войск напавших на СССР.
1944 - школа превращена в лазарет. Мост через реку Алле взорван советской диверсионной группой.
23 января 1945 года - взятие Велау советскими войсками.
1947 - Велау переименован в Знаменск.
1948 - последний немец покинул Велау.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев