В этом отношении Копетдаг можно назвать кладезем генетического богатства глобального уровня.
Рябина - древнейший представитель растительного мира планеты, существовавший уже в третичном периоде, предки которого восходят к ещё более раннему, меловому, отдалённому от нас 80 миллионами лет. Специалисты насчитали 84 вида рябины по всему миру, плюс множество гибридных её форм. Наши, копетдагские, очень необычны, и в этой большой семье они не затерялись, привлекая внимание науки тем, что выработали свою главную особенность - повышенную устойчивость к высоким температурам, обрели так называемую ксерофитную природу.
Эти деревца выбрали единственное возможное место обитания в горах Центрального Копетдага – вершину каменистого сухого хребта Мессинёв с его близлежащими богатыми растительностью ущельями. Под действием воздушных морских масс, приносящих влагу с Каспия (что называется климатической инверсией), западный склон это хребта, находящийся в сфере влияния средиземноморских воздушных масс, стал для рябин закрытым лесным убежищем. Оставляя здесь влагу, воздушные морские массы изменили микроклиматические характеристики местности, приблизив их к влажному горному климату Юго-Западного Копетдага. Рябины в Копетдаге – это след от уходящей в прошлое влаголюбивой флоры предшествующих геологических эпох.
Чем же копетдагские рябины отличаются от российской рябины обыкновенной, встречающейся в подлеске хвойных и смешанных лесов? Наши копетдагские рябинушки – греческая, персидская и туркестанская, - совсем другие, они растут в виде небольшого деревца, до шести метров в высоту, отличаются цельной формой листа с побегами без колючек. В популяциях рябин сейчас не более 300-400 экземпляров, они являются редкими и внесены в национальную Красную книгу. Весной с мая по июль месяц они украшены пушистыми соцветиями мелких ароматных белых цветочков, собранных в пучки соцветий, привлекающих к себе пчёл. Летом на дереве вырастают маленькие «яблочки», постепенно наливаясь соком. В августе-сентябре плоды созревают и к зиме становятся ярко-красными, привлекая дроздов и скворцов.
Достаточно оригинальна ботаническая индивидуальность рябин. Так, греческая известная только в Юго-Западном Копетдаге (Хасардаг), она впечатляет крупнозубчатыми, слегка округлыми серебристыми от опушения листьями и ярко красными плодами. Труднее отличить туркестанскую от персидской. Лопастные листья туркестанской рябины кожистые, снизу серо-войлочные, при основании перисто-надрезанные с 1-2 парами сегментов по краю острозубчатые. Часто одна-две пары нижних сегментов отстоят от пластинки листа. Плоды овально-грушевидные или эллипсоидные, слегка синеющие. В культуре туркестанская рябина почти неизвестна и по сезонной ритмике она близка к рябине греческой. Листья редкой рябины персидской кожистые, округло-эллиптические с боковыми жилками. Этот вид встречается одиночными особями, плоды имеет крупные, шаровидные, синевато-красные, съедобные с немного терпким вкусом. Считается, что рябина - прекрасный медонос, засухоустойчива, гроздья - целебны. К сожалению, в виду исключительной редкости каждое дерево на счету у ботаников и ни одна из копетдагских рябин пока не введена в культуру.
Галина КАМАХИНА,
кандидат биологических наук.
Нет комментариев