Абиверд, где родился и вырос правитель династии Афшаридов — Надир-шах.
«Его величество (Надир-шах) ведет свое происхождение от племени караклю. Караклю есть род (клан) из отдела афшаров, а афшары принадлежат к туркменскому племени. Древним местопребыванием упомянутого племени был Туркестан. В те времена, когда монголы завоевали Туркестан, они (караклю) перекочевали оттуда и выбрали себе место для поселения в Азербайджане. А затем, когда на престол вступил шах Исмаил Сефеви, они перекочевали в Сар чашме-и-Мияб в Кубегане, в местности, относящейся к хорасанскому Абиверду, который расположен в 20 фарсахах к северу от священного Мешхеда и находится в близком соседстве с Мервом. Здесь они проводили лето, а зимой перекочевывали в кишлаки Дастджерда и Дерегеза.» — Мирза Мехди-хан Астрабадский, История Надир-шаха.
Надир-шах, как и основатели туркменских династии Ак-коюнлу и Кара-коюнлу, исповедовал суннизм. Указ Надир-шаха о почитании четырех праведных халифов ( http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Persien/XVIII/1720-1740/Nadir-sah/ukaz_chalif_02_1736.phtml?id=7661 ):
«В феврале 1736 г. регент Ирана Надир созвал в Муганской степи съезд военных, административных и племенных начальников всей страны... Участники съезда стали просить Надира короноваться шахом. Надир долго отказывался, объясняя это якобы нежеланием царствовать. Наконец, он сказал, что после смерти Мохаммеда дела мусульманского мира вели четыре халифа, которые почитались всеми мусульманами, пока Исмаил Сефевид в интересах своей власти не ввел шиизм, вызвав этим смуту и кровопролитие в Иране. Если участники съезда хотят, заявил Надир, чтобы он стал шахом, пусть откажутся от шиизма и примут суннизм, который был вероисповеданием их предков.»
Арминий Вамбери в своей работе «Путешествие по Средней Азии» о Надир-шахе пишет: «Последнее массовое выступление туркмен произошло при Надире и Ага Мухаммед-хане. Первый из них в начале прошлого века с помощью туркмен и афганцев пробудил Азию от сна, второй основал свою династию в основном туркменским мечом!»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 23
Из под пера Мирза Мехди:
- Был Туркменом,
Из Афшар,
Но Ёмудов притеснял.
В Хиве был в юности в плену
Обездолен, но сбежал.
Другом был он ФетхАли
Вместе они войска вели.
Потом имя поменял
И Тахмаспу присягал,
Каджара - друга шаху сдал.
Предав друга ФетхАли
Стал Сердаром Недиркули.
Весь Хорасан завоевал,
Взял Хиву и Бухару.
Потом отнял он у Осман
Азербайджан и Хемедан.
Он сжег Дели, у Могол
Отнял он павлиний трон!
Но народ свой не любил
Даже сына ослепил.
Всюду видел он подвоха
Был разбит у Чохо-Обоха...
И в конце- концов
Стал он жертвой своих понтов.
Недиркули- Ятуков Шах
Кочевья наши разорил
Он в интригах жизнь прожил
Да и Туркмена не любил.
Иногда, в дни просветлений
Вспоминал, что Туркменом был
Но, он по большому счёту
Отцов дорогу позабыл,
Да на Персов положился
И за это поплатился.
Бегенч Тайлы.
Туркмены, вошедшие в состав Узбекского народа, привнесли значительный культурный пласт в узбекскую литературу.
Выдающийся тюрколог А. Самойлович прямо хазывает, что узбекская поэма «Шейбани хан» обнаруживает значительное влияние туркменского романа «Бозоглан», а в другой узбекской поэме «Текинский бег Заман» туркменский герой XVIII века называется покровителем основателя узбекской династии Шейбани хана.
Узбеками любим туркменский народный эпос «Гёроглы», который они считают своим. Но певцы дестанов прямо указывают на туркменское происхождение героя. Вот отрывок из «Гёроглы», записанный со слов узбекского народного поэта - представителя нуратинских туркмен Эргаша Джуманбульбуль оглы:
"Стародавнею порой
Далеко за Бухарой,
В стороне Кыблы святой,
На земле Теке-Ямут,
Где живет текинский люд,
Жил и правил Гёроглы,
Властелин вершин Чамбил,
Тот, что недругов надолго проучил".
Узбекский эпос «Алпамыш» также подвергся вли...ЕщёО взаимовлиянии культур народов Узбекистана и Туркменистана.
Туркмены, вошедшие в состав Узбекского народа, привнесли значительный культурный пласт в узбекскую литературу.
Выдающийся тюрколог А. Самойлович прямо хазывает, что узбекская поэма «Шейбани хан» обнаруживает значительное влияние туркменского романа «Бозоглан», а в другой узбекской поэме «Текинский бег Заман» туркменский герой XVIII века называется покровителем основателя узбекской династии Шейбани хана.
Узбеками любим туркменский народный эпос «Гёроглы», который они считают своим. Но певцы дестанов прямо указывают на туркменское происхождение героя. Вот отрывок из «Гёроглы», записанный со слов узбекского народного поэта - представителя нуратинских туркмен Эргаша Джуманбульбуль оглы:
"Стародавнею порой
Далеко за Бухарой,
В стороне Кыблы святой,
На земле Теке-Ямут,
Где живет текинский люд,
Жил и правил Гёроглы,
Властелин вершин Чамбил,
Тот, что недругов надолго проучил".
Узбекский эпос «Алпамыш» также подвергся влиянию туркмено-огузского эпоса «Горкут Ата». В качестве национального узбекского поэта почитается великий туркмен Махтумкули, который явился вдохновителем творчества таких выдающихся узбекских поэтов, как Камил Хорезми, Ислам Шайр, Муридо, Орзу, Бодил, Шейхзади, Миртемир, Шухрат, Абдулла Орипов, Мирза Кенджабек и др. Узбекский филолог Э.Очилов отмечает: «В Узбекистане давно сформировалась и активно функционирует специальная школа Махтумкуливедения»
Личность оппонента уходит на дальний план.
На первом месте тема и её обсуждение..