я расскажу вам об экскурсии, на которой плакали все...
Растоптанное детство: "Красный Берег" - это был сборный пункт, куда в июне 1944 года в течение нескольких недель немцы свозили детей со всей округи. Мыли, осматривали. Брали кровь на анализ, чтобы определить группу. А потом отправляли дальше. Часть везли как доноров в госпитали, а часть — на работы в Германию.

Из воспоминаний Григория Голубицкого, опубликованных в книге "Дети войны": "Всех повезли в Красный Берег. Привезли, высадили и повели к речке Добосна. Там стояли палатки. Нас раздели и заставили мыться холодной водой из речки. Затем под конвоем повели на осмотр. В одной из комнат стояли тазы с внутренними человеческими органами. Это привело нас в ужас, мы дрожали".
"Ежедневно по другую сторону ограждения собирались матери и наши близкие, чтобы посмотреть на своего ребенка и передать несколько картошин… Охрана не пускала нас подходить к проволоке. Маленькие плакали по одну сторону, матери - по другую… Женщины перебрасывали через проволоку свертки с картошкой и ядовитой травой. Этой травой дети натирали тело, оно краснело и покрывалось сыпью. Немцы не знали, что это за "болезнь", выгоняли детей за проволоку".
Во времена войны немцы брали на роль доноров детей в возрасте от 8 до 14 лет. Оккупанты считали, что в этот период идет бурное развитие организма, из-за чего такая кровь быстрее ставит на ноги раненых. Некоторые дети становились полными донорами. После того как из их организма забирали всю кровь, малыши засыпали вечным сном. У некоторых кровь брали несколько раз. После выжившим давали кусочек сахара. Голодные малыши порой сами подходили к врачам и просили повторить процедуру ради одного – порции сахара.
Мемориал создал знаменитый белорусский архитектор Леонид Левин, автор мемориала «Хатынь».Поэтому в народе мемориал Красного Берега также называют «детской Хатынью». По задумке автора, весь комплекс представляет собой солнце с расходящимися в разные стороны лучами. Вокруг – яблоневый сад. Символ жизни. Весь мемориал состоит из символов, которые объединены одним: болью и страхом всех детей, независимо от национальности и вероисповедания, на долю которых выпала война.
Комментарии 1