Чтобы не пришпорили. Чем опасен «Тоттенхэм» для ЦСКА?
Разбираем игру очередного соперника чемпионов России и ищем способы с ним бороться.
«Тоттенхэм» финишировал третьим в предыдущем английском сезоне, впереди двух «Манчестеров», и шагает вторым в нынешнем. Но оба эти факта совершенно бессмысленны для понимания того, что собой представляет эта команда сегодня. Прошлое в этом ракурсе вообще не информативно и скорее пустит пыль в глаза, чем нарисует реальную картину. В настоящем же сыграно слишком мало матчей, и у «Тоттенхэма» было слишком мало серьезных соперников, чтобы облокачиваться, рассуждая о нем, на таблицу. Второе место лондонцев — весьма и весьма условное; по уровню игры они сейчас вряд ли попадают даже в зону еврокубков. Думаю, что уже в воскресенье, когда в гости к ним нагрянет «Манчестер Сити», это высказывание будет наглядно подтверждено.
В цифрах и положении есть, однако, двусторонняя опасность. С одной — ЦСКА традиционно рис-кует переоценить силу соперника, полагаясь на его статус, начнет осторожничать — и не использует шансы, которые изначально сулит и не раз предоставит игра. С другой — изучая «Тоттенхэм», москвичи могут подметить огрехи и слабые места, коими футбол англичан буквально кишит, и счесть, что те не особо опасны, так сказать, «проходимая» команда. Чем чреват подобный настрой, да еще в противостояниях с клубами из топ-чемпионатов, прекрасно известно.
Рецепт тут прост, и армейцы его знают: уважать противника так же, как самих себя, помнить, что он приучен выпутываться из сложных ситуаций и привык к отчаянной конкуренции, поэтому не спасует ни перед чем и обязательно накажет за просчеты, но ни в коем случае не бояться. Бояться там некого. ЦСКА способен в этом матче играть «от себя»
Защита у «Тоттенхэма» по солидным европейским меркам, с какими принято подходить к ведущим английским клубам, довольно-таки посредственная. Центр — бельгийцы Андервейрелд и Вертонген — вечный очаг пожарищ: они плохо, можно даже сказать, неумело выбирают позицию; засматриваются на игру и теряют подопечных форвардов; обоим не хватает хладнокровия и выдержки. Особенно плох Вертонген: он ухитряется так располагаться в своей штрафной, что подачи то и дело опускаются ему за шиворот, и его макушка ловит воздух. Компенсируют недостатки агрессивная самоотверженность, благодаря которой оба умеют вгрызаться в эпизод и остервенело вести борьбу, и неплохой отбор мяча: один в один этих защитников пройти непросто.
Проблема в том, что против ненадежных бельгийских замков у современного ЦСКА нет подходящей отмычки. Играй по-прежнему Думбия, он всегда нашел бы себе место между этими двумя башнями и с удовольствием принимал забросы от партнеров. Или же Муса, который мог вторгнуться в разрез; его клиентом стал бы еще и Уокер, часто упускающий фланговых оппонентов себе за спину. У Траоре, увы, другие достоинства — он почти не играет «столба», как было бы выгодно в предстоящем матче, а любит получать мяч до штрафной и спиной к воротам, с чем бельгийцы как раз и способны уверенно справляться. Как вариант, можно попробовать выводить в зону атаки Еременко — тот и предлагается здорово, и успешно совладает с мячом на скорости. Но тогда кто-то должен взять на себя функции самого Романа и «кормить» его точными забросами.
Бросается в глаза, что защитники «Тоттенхэма» всей душой ненавидят, когда их прессингуют, не дают раскатать мяч и с чувством, с толком, с расстановкой доставить его вперед. Они начинают суетиться и часто в этой ситуации теряют мяч, открывая путь к воротам. Подобное происходит от того, что группа атаки у лондонцев вдали от мяча становится инертной и включается в игру, лишь когда та сама к ним приходит. Цель ясна: прессовать защитников, накрывать опорную зону, где находится непригодный в плане розыгрыша мяча Ваньяма, и наказывать за «обрезы».
При этом ни в коем случае нельзя терять бдительность и предоставлять пространство для быстрой атаки. Это единственный способ наступления, в котором «Тоттенхэм» силен, и очень силен. Сам по себе контроль мяча у англичан хорош, они передают его на подступах к штрафной точно и мягко, без невынужденных потерь, благодаря чему обеспечивают себе приличный показатель владения. Но это еще не угроза, поскольку на переднем краю предложение крайне ограничено (независимо, Кейн там или не Кейн), да и «Тоттенхэм» — не «Барселона», чтобы сочинять обострения пешком. На ходу же, в темпе, широко разбегаясь, используя умение Эриксена переводить мяч диагоналями и колоссальную выносливость крайних защитников, пробегающих в такие моменты 100-метровку не хуже Болта, даже после часа игры, и дорабатывающих до углового флажка и дальней штанги, «шпоры» чрезвычайно опасны. Пресечь эти порывы можно только внимательными действиями Фернандеса и Щенникова и жесткой, на грани фола, борьбой за мяч — прежде всего в момент приема.
Отсутствие Кейна в Москве, как ни странно, не великая потеря для «Тоттенхэма». Он растерял былую форму и давно уже не столь грозен, как год-два назад. В нападении сейчас другие герои, и их позиции на поле создают очередную обманчивость, поскольку сторожить обоих должны будут полузащитники ЦСКА.
Наиболее грозен для армейцев Алли. У него нет строгого местоположения, он действует по всей ширине поля в зоне атакующего хавбека, а излюбленные плацдармы для атаки — инсайдные коридоры справа и слева. Алли охотно берет игру на себя, у него изящный дриблинг и увесистый, прицельный удар при любой мало-мальской возможности. Он легконогий и нередко, незаметно стартуя из глубины поля, врывается за спины обороняющимся, ловя их на нечетком взаимодействии при искусственном офсайде или на встречном курсе, когда они дружно выходят из штрафной. Еще у Алли есть привычка бежать до конца, прессингуя вратаря, если ему следует пас от своих, или рассчитывая, что защитник замешкается и позволит себя обокрасть. Длинный шаг помогает ему в доли секунды рвать дистанцию до противника.
Алли — самый усердный и в высоком прессинге «Тоттенхэма». Он едва ли не единственный, кто ведет борьбу за мяч чисто и до последнего, не изображает отбор, а действительно ложится костьми. Тот же Эриксен в таких эпизодах лишь демонстрирует участие в командной работе, а, скажем, опорники Дайер и Ваньяма без нарушения мяч практически не добывают — причем не от злости вовсе, а лишь в силу невысокой техники и излишней порывистости.
В общем, Вернблуму придется усердно потрудиться: Алли, безусловно, его пациент.
Гарри Реднапп: «Тоттенхэм» — очень-очень-очень силен!
Сегодня ЦСКА примет «Тоттенхэм» в матче 2-го тура группового турнира Лиги Чемпионов. Накануне игры знаменитый английский специалист, бывший главный тренер «шпор» рассказал о шансах соперников.
В сезоне-2010/11 его «Тоттенхэм» стал главной сенсацией турнира — дебютант превзошел действующего победителя «Интер» в группе, а в 1/8 финала одолел и «Милан». В этом году лондонцы впервые с тех времен попали в Лигу чемпионов, и у них есть шанс повторить собственный рекорд. Но Реднапп не ревнует к нынешнему главному тренеру Маурисио Поччетино:
— Я очень люблю эту команду, — страсть Реднаппа не угасла и сейчас. — Верю, что Поччетино выведет ее в плей-офф.
— Сегодняшний «Тоттенхэм» сильнее вашего?
— Может быть, но ненамного. У меня были Лука Модрич, Рафаэль ван дер Варт. Гарет Бэйл мог в одиночку выиграть любой матч. Но сейчас у «шпор» слабых мест нет вообще. Прекрасный вратарь Ллорис, в центре защиты отлично выглядит Алдервейрелд, быстрые фланги Роуз и Уокер, не говоря уже о Кейне, Алли, Эриксене, Сон Хын Мине. «Тоттенхэм» — очень-очень-очень силен!
— Но у ЦСКА должен быть хотя бы один шанс!
— Он всегда есть (смеется.). Но не знаю, за счет чего ваш чемпион может победить. На мой взгляд, ЦСКА большую часть матча проведет в обороне и будет делать ставку на контратаки. «Тоттенхэм» не станет отступать от своей игры: «пас-пас-пас-пас»… Кстати, во вторник меня пригласили на телевидение в качестве эксперта, поэтому мне тоже понадобится ваша помощь. У ЦСКА мощное нападение?
— Не очень. Пока не уехал Муса, атака была более разнообразной, а Траоре — форвард штрафной площади, поэтому нападение армейцев часто сводится к прострелам или навесам с флангов.
— В таком случае вы в большой беде. А кто лучший игрок ЦСКА?
— Сложно выделить одного. Еременко, Дзагоев, Марио Фернандес… Может быть, Акинфеев.
— Акинфеев? О, понятно…
— Что?
— Помню, что он выступал за сборную. А как много футболистов ЦСКА ездило на Euro-2016 во Францию?
— Едва ли не полкоманды.
— Oh my God! No!
— А тренер ЦСКА руководил сборной. Не думаете, что неудача на Euro может сказаться на работе в клубе?
— Нет, ни в коем случае. У него просто не было хороших игроков. Понимаете, тренер очень странная профессия: если у тебя в распоряжении есть сильные футболисты, то работа будет легкой, если нет — трудной. Провал во Франции — не его ошибка. Он же не волшебник.
— Сейчас у нас много споров на тему футбольная ли страна Россия. Как считают в Англии?
— У вас любят футбол, много игроков и клубов. Поэтому считаю, Россия — хорошая, футбольная страна.
— Вернемся к Лиге чемпионов. Матч пропустит основной бомбардир «Тоттенхэма» Кейн. Как восполнить потерю?
— Это очень важный игрок, но не думаю, что Поччетино будет перестраивать схему. В субботу «шпоры» победили в гостях у «Мидлсбро», и серьезных изменений не произошло. К тому же Кейн — пока еще не Бэйл. И без него у «Тоттенхэма» хватает качественных исполнителей: Алли, Эриксен, Сон Хын Мин. Правда, пока не знаю, насколько опасен новый нападающий Янссен.
— После жеребьевки вы назвали «шпоры» однозначным фаворитом группы. Домашнее поражение против «Монако» не изменило мнения?
— Теперь считаю «Тоттенхэм» скрытым фаворитом! (Смеется.) Если во вторник лондонцы выиграют, то снова станут главным претендентом на первое место. На «Уэмбли» замечательно действовал «Монако», который делом подтвердил намерения выйти в 1/8 финала.
— Роман Павлюченко может знать какие-нибудь секреты «Тоттенхэма»?
— Роман (говорит с ударением на «о») был хорошим игроком, но с тех пор многое изменилось, того «Тоттенхэма» уже нет. Вряд ли он знает что-нибудь полезное.
— Вот вам еще немного информации для телевидения: вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев пропускает в 38 матчах Лиги чемпионов подряд.
— Да? Значит, завтра будет 39-й!
— Как вы думаете, этой осенью он сможет прервать серию?
— В матчах с «Тоттенхэмом» точно пропустит, тяжело будет и против «Монако». Вы же «Байер» примете дома? Вот там Акинфеев и остановится.
— А закончится встреча ЦСКА — «Тоттенхэм»?
— 1:0, «шпоры» победят. Думаю, гол забьет Сон Хын Мин.
— Не боитесь, что столкновений между британскими и российскими фанатами в Москве, как это случилось во Франции?
— Надеюсь, все сложится хорошо, хотя стычки не исключены. Честно говоря, если был бы болельщиком «Тоттенхэма», то не полетел в вашу столицу.
— Почему?
— Потому что трус (смеется). Я против любой жестокости.
— В Лиге чемпионов участвует еще один российский клуб — «Ростов». Главный сюрприз Лиги чемпионов?
— Абсолютно. Знаю, что он обыграл «Аякс» — фантастический результат.
— А ведь у «Ростова» сложная ситуация с главным тренером — Бердыев фактически не руководит командой во время матчей.
— Правда? Если существуют такие проблемы, то готов хоть сейчас сесть в самолет и прилететь! (Смеется.) О, хотя нет, не сейчас — меня же пригласили на телевидение.
Комментарии 4