Архимандрит Андрей Конанос:
"Иногда и у тебя, ревностного христианина, кающегося в грехах, через определенное время угасает пламя, раскаленные уголья, превращавшие твое сердце во всесожжение, остывают, вулкан, извергавшийся в тебе, засыпает. Вера твоя бурлила и кипела… А сейчас она остывает, и ты начинаешь колебаться. Ты смущаешься, идешь к своему духовнику и говоришь:
– Я изменился, я не такой, каким был. У меня нет сейчас такого желания, я не хочу вести духовную жизнь. Поэтому и опаздываю в церковь, не прихожу рано, не чувствую многое из того, что переживал раньше.
Ты начинаешь колебаться… Это очень большая тайна, которая – внимай тому, что я скажу, – случается со всеми людьми. Надо быть искренними, заземленными, реальными и знать, что это случается со всеми подвизающимися христианами. Все проходили и пройдут по этому пути.
Когда познаёшь Христа, переживаешь чудо и восхищение. Немного спустя, однако, Христос тебя покидает. В каком смысле тебя покидает? Воспитательно, то есть Он хочет, чтобы ты приложил усилия и собственным трудом и борьбой приобрел это чудо, которое переживал даром.
Приведу тебе пример. Если Господь явится тебе сейчас и Ты увидишь Его, сам того не желая, не потрудившись, не попотев и не борясь, в тебе возникнет спонтанная молитва, и ты будешь молиться всё время, из глаз будут литься слезы счастья, и радости, и благоговения пред Господом. Это будет очень легко и очень приятно. Знаешь, что это? Это от Божией благодати, это дар от Бога. Это дар, который Бог дает нам, бесплатный дар, даром – ты не делаешь ничего, чтобы получить его. Это не делает тебя хорошим или плохим, это Божий дар, который Бог в неисследимых Своих решениях желает тебе даровать. Он говорит тебе:
– Я хочу показать Тебе Мою любовь, величие, теплоту и светлость!
Знаешь, как чувствует себя человек в этот миг? Конечно, ты переживал это много раз, и тогда ты восклицаешь:
– Как хорошо быть близ Бога! Как легко! Это то, что утешает больше всего!
Одна девушка ощутила это, когда Бог коснулся ее даром, а она ничего для этого не делала, и она потом молилась часами подряд, беспроблемно и легко. Просыпалась ночью и во сне хотела молиться – так хорошо ей было. Пошла она к своему духовнику и сказала:
– Я чувствую себя исключительно хорошо, я летаю, я молюсь, я наслаждаюсь Богом. Жизнь близ Христа так легка!
Он ей ответил:
– Чадо, то, что ты сейчас переживаешь, – от Бога, оно не твое, а Божие, и оно должно стать твоим стяжанием, ты должна это усвоить. Надо сделать его своим опытом. Знаешь, в опыт превращается то, за что мы проливаем кровь. Дай кровь, чтобы получить дух, не так ли?
– Но, батюшка, что вы говорите? Я всегда буду такой, всегда буду молиться. Я чувствую, что жизнь возле Христа прекрасна, приятна, нет искушений, нет трудностей, всё становится легким, я люблю всех людей, прощаю всех!
– Чадо, прославляй Бога! Это подарок, который Он тебе сделал. Однако душа твоя не всегда будет такой. Я хочу тебя подготовить, чтобы ты потом не говорила, мол, «в церкви мне говорили ложь, будто всё в духовной жизни розово, легко и хорошо». Бог дает тебе это.
– Что вы говорите?! Что я однажды потеряю это?
– Не знаю когда, может, и не потеряешь этого, но, конечно, в какой-то момент Бог, опять же по бескрайней любви, захочет, чтобы ты сделала это – чтобы ты усвоила это накрепко. А чтобы это произошло, тебе надо будет пройти через много испытаний, боль, труд, слезы, удары.
Может, кто-нибудь спросит: «Хорошо, но значит ли это, что другого решения не существует? Не может ли быть как-то по-другому?»
Нет, другого способа не существует.
Ты говоришь себе: “Я не хочу больше молиться”. Не надо бросать. Это час твоей личной борьбы
Кто подвизается, те переживают это и знают это. Это сущность духовной жизни, и человек должен понять это, потому что это очень важно. Когда я говорю «сущность», то имею в виду один основной момент, который человек должен хорошо понять, в противном случае существует риск бросить всё. По сути, это хороший и важный момент на твоем духовном пути, однако ты не чувствуешь, чтобы у тебя всё было хорошо. Ты думаешь, что у тебя всё не так, потому что тебя одолевают слабость, скука, леность, пресыщение, усталость на молитве, и ты говоришь: «Ой, больше не могу, я устал, мне надоело, я не хочу больше молиться; итак, я отказываюсь делать это!» Не надо отказываться. Не надо бросать всё. Это час твоей личной борьбы, это час, в который Бог говорит:
– Ты хочешь заблагоухать? Так надо разгореться, надо испытать боль, тебе надо также испытать и боль…
Я говорю слово «надо», и мне не нравится это постоянное «надо», но здесь нет другого слова. В этом вся тайна.
Хочешь быть близ Бога? Ты покажешь это своей собственной борьбой
– Чтобы ты показал свою личную волю, свое произволение. Хочешь ли быть близ Бога? Ты покажешь это своей собственной борьбой. Не без труда. То, что у тебя прежде было и чем ты наслаждалась, было без труда, Бог давал тебе это. Легкую и приятную духовную жизнь. Знаешь ли теперь, что такое верить, не чувствуя многих вещей? Вставать и идти в церковь, хотя не чувствуешь сильно Божию благодать, и говорить себе: «Господи, я Тебя не чувствую, не вижу, не ощущаю. Я чувствую холод, чувствую, что душа моя суха, как пустынная земля, как пустыня Сахара. Я не чувствую Тебя, не понимаю Тебя, но верую, что Ты существуешь, и помолюсь. Хотя сердце мое не чувствует умиления, хотя я не чувствую благоговения, но пойду, пойду в церковь, буду читать Евангелие, прочту акафист Пресвятой Богородице, буду подвизаться, подавать милостыню, хотя это не идет у меня изнутри. Почему? Чтобы показать Тебе, что я хочу, хочу поверить и не остановлюсь, буду бороться».
Разумеется, мы будем бороться. Все святые прошли через это, нет святого, который не прошел бы через то, о чем мы говорим, – через такое ощущение в духовной жизни, что Бог тебя как будто бы покидает.
Послушай одну тайну. В тот трудный час, когда ты чувствуешь, что всё и все тебя оставили – и самое трагичное, даже Бог (да, наступают моменты, когда ты чувствуешь, что даже Бог тебя оставил), – в час, когда ты чувствуешь, что искушения тебя одолевают и на тебя накатывает волна сопротивления, противоборства и духовного безаппетития (поверь мне, я не обманываю, потому что говорю это не я, а говорит это Господь, говорят святые, говорит это опыт Церкви, святые апостолы, все это говорят), – в тот час Господь намного ближе к тебе, чем когда-либо. Когда Бог отсутствует, Он присутствует очень сильно в твоем сердце. Однако присутствует не как-то эмоционально, слащаво, с ласками, нежностями и прочим, а очень трезвенно и говорит тебе:
– Я здесь! Но Я хочу, чтобы душа твоя возмужала, возросла, окрепла, чтобы не оставалась ленивой эмоционально и психологически, а окрепла и чтобы ты стал смелым. Кого люблю, тех Я наказываю!
«Наказываю» значит «воспитываю («παιδεύω» – по-гречески «воспитываю»), развиваю, не оставляю их плыть по течению».
Бог не хочет оставлять тебя в стороне от Своего знания, не хочет, чтобы ты постоянно оставался младенцем, ребенком, малышом, маленьким пред Ним, а хочет сделать тебя сильным, зрелым, чтобы ты приобрел истинное богопознание. Он говорит тебе:
– Приди, приди, встань, борись, думай, подвизайся, смирись, поищи Меня, позови Меня, и Я приду, чтобы ты Меня нашел. Я хочу, чтобы ты настаивал.
Это великое дело, и если ты это поймешь – и я, и ты, – мы перестанем обвинять Бога. Мы крайне несправедливые христиане, потому что онеправдываем Бога своими словами. Разве ты не несправедлив и я не несправедлив, когда, например, мы всё время говорим, мол, «Бог не добр, Он меня оставил»?
Бог тебя не оставил. В час, когда ты думаешь, что Бог тебя оставил, Он тогда занимается тобой. «Занимается? Но Он меня оставил». Да, тебе кажется, что Он тебя оставил. В этот момент ты так чувствуешь Его заботу – как богооставленность, как отсутствие Бога.
Добрый Бог, смиренный Бог, Святый Бог, однако, не обижается на это и не меняет тактику. Он говорит:
– Ничего, говори что хочешь! Хоть ты Меня и заставляешь испытывать боль, хоть ты снова и распинаешь Меня на Кресте, но по-другому не бывает, Я буду настаивать на этом методе.
Так рождаются святые. Среди искушений. Так возрастают души.
Я говорю это, потому что – может, и с тобой это случалось – кто-нибудь, имея ревность, обращается к Церкви, но немного времени спустя утрачивает воодушевление и говорит:
– Я больше не могу так продолжать, Бог меня сейчас оставил!
Но Бог тебя не оставил. Сейчас Он хочет, чтобы ты подвизался, хочет, чтобы ты настаивал. Опять, снова и снова. В духовной жизни надо иметь большое терпение. Поэтому многие люди и бросают всё.
А Христос что делает? Он уважает это. Он говорит тебе:
– Дитя Мое, если Я приучу тебя к постоянным нежностям, сладостям и подобным заботам, душа твоя никогда не станет зрелой! Никогда! Когда ты получишь удар, тогда смиришься, станешь зрелым, поплачешь, укрепишься и станешь святым.
Все Божии человеки прошли через это. Если вы прочтете житие святого Силуана Афонского, то увидите, сколько искушений у него было! В начале своей духовной жизни он видел Господа, видел Христа живого перед собой, видел, как Он ему является, душа его переменилась, он так сильно обрадовался, и немного спустя это всё исчезло. Но он не просто не чувствовал Господа – он не чувствовал ничего. Шел помолиться, но не мог, – он ничего не чувствовал.
И каково же тут решение? Чтобы ты настаивал. Чтобы ты настаивал и чувствовал себя исключительно на своем месте. Чтобы ты чувствовал себя очень хорошим – ты не плохой.
– Но как же так? Меня душат искушения, злые помыслы, постыдные, лукавые помыслы, пороки, как же «я хорош»? После того, как я не исправляюсь?
Вопрос не в том, исправляешься ли ты, а в борьбе, которую ведешь.
Ты будешь настаивать, не будешь отчаиваться и отказываться. Надо быть внимательным в этом, потому что многие люди бросили духовную жизнь и расслабились, тогда как это было искушение, которое им надо было знать, как преодолевать.
И снова повторяю: когда ты почувствуешь одиночество, тогда Христос очень близко. Когда почувствуешь себя один, Господь возле тебя, ты не один. Ты просто себя так чувствуешь, так думаешь, но возможно ли это, если мы говорим: «Ты, Существующий повсюду» [«Иже везде Сый»]?
Так что же происходит? Ты не чувствуешь, что Он близко, однако Он близко. И в этот час ты отдашь предпочтение логике духа, Святого Духа, и скажешь: «Хорошо, может, я и чувствую себя так, но что это значит? Значит ли, что это истина? Я чувствую, что я окаянен, – так значит ли это, что я окаянен? Чувствую, что Бога не существует и я Его не чувствую, – так пусть же я Его почувствую!»
Это помыслы, которые вовсе не означают, что это ты. Хоть я и священник, но завтра у меня может быть следующий помысл: «Бога не существует!» И мне пришла бы такая мысль, и я сказал бы: «Может ли быть правдой всё это? А может, всё это ложь?»
Это может случиться с любым человеком. Есть люди, которые задыхаются от своих помыслов, отчаиваются, а некоторые чувствительны, они бросают всё и говорят: «Да ну! Я не могу, я ухожу из Церкви, потому что с тем, что мне приходит в голову, я отправлюсь в ад!»
Нет, ты будешь настаивать, поставишь на первое место разум и скажешь: «Беспокоят меня эти мысли, ну а если беспокоят, значит, они мне не нравятся, значит, они не мои, значит, кто-то другой – искуситель – борет меня в этот миг».
Тебе говорят: “Иди причастись!” – а ты в ответ: “Я не чувствую этого, я хочу это почувствовать и потом пойти!” Это ловушка
Это ловушка. Много людей остаются далекими от Святого Причастия, потому что не приступают, если не испытывают чего-нибудь эмоционального: умиления, слез. Другими словами, если у тебя нет подобных ощущений и душевного чувства, тогда ты что, никогда не причастишься? Причастишься. Я поставлю на первое место логику и скажу: «Господи, я не чувствую многого, но верую и исповедую, что Ты – истинный Христос, Сын Бога Живаго. Верую, что это – Тело Твое Святое и это – Честная Твоя Кровь. Я верую в это. Чувствую ли я это? Иногда да, а иногда нет. Но не имеет значения. Я пойду с моей верой». Это и значит вера.
Остался ли ты далеко от Святого Причастия, тогда начнешь борьбу. Ты не будешь доверять собственным помыслам и мыслям – это великая тактика, духовная тайна, которую святые передают нам. Например, в тебя вошла какая-нибудь мысль, будто у тебя что-то не так, будто ты не в порядке, ты недостоин. А ты говори себе: «Что мне сказал духовный наставник? Он сказал, чтобы я, несмотря на то что недостоин, пошел и причастился. Я причащусь, я сделаю это, а не то, что говорят мне мои мысли».
Когда у тебя искушения, не надо чувствовать, будто Бог тебя оставил. Тогда Бог любит тебя.
Но ты говоришь:
– Я совершаю грехи через искушения.
– Встанешь! Упал ли ты? Давай, поднимайся!
– Да, но я опять согрешу.
– Согреши снова. Ты встанешь снова.
В конце концов, ты ведь не согрешаешь с удовольствием, не согрешаешь прямо, а борешься. Понимаешь? Другими словами, когда тебе в среду хочется поесть мяса, то ты не съедаешь его сразу. Ты говорил мне, что боролся, подвизался – один час: «Нет! Не стану его есть!» Но в конце концов не выдержал и съел! Кусок куриного мяса.
Хорошо, но ты видел, что ты мне сказал? «Я боролся один час с моим чревоугодием, с моим голодом и в конце концов поддался и поел».
Другой поел сладкого в Страстную пятницу: «Я не выдержал весь день и потом расстроился».
Ну хорошо, и что же теперь делать с тобой Богу? Отрубить тебе голову за то, что ты поел шоколаду? Ты боролся, упал, увидел свою немощь, так смирись же, скажи: «Вот, Господи, это я! Я неисправим, я человек, я немощен!» – и снова приложи усилия!
– Хорошо, но разве Церковь не хочет, чтобы мы были совершенными?
Совершенен только Христос. Мы совершенствуемся, а это значит, что мы постоянно встаем. Совершенствуемся – это не нечто такое, что случилось раз и навсегда. Не будь и таким самолюбивым, чтобы желать быть самим совершенством. Когда ты совершаешь грех, ты не чувствуешь, что это нечто совсем чуждое твоей жизни, – ты грешен, ты понял это, так не надо же иметь высокие представления о себе, смирись, подвизайся, не отчаивайся, не разочаровывайся.
Когда у тебя искушения и ты чувствуешь, что Бог далеко, тогда Он очень близко. Это и есть час, в который Бог приходит. Приготовься же, разве ты не слышишь шаги Бога, чадо? Бог идет.
Борьба в духовной жизни не признак того, что мы потерпели неудачу, что наша жизнь трагична, это – образ жизни. Это наша жизнь: борьба, труд, усилие, испытания, скорби – и во всем этом совершается тайна святости. Так ты станешь святым.
Итак, в заключение: у тебя всё идет очень хорошо. Почему? Или вообще не идет хорошо – а потому и идет очень хорошо. Ты чувствуешь, что ты совершенно окаянен, но поскольку ты близок к Церкви, к Христовым ногам, ты падаешь пред Христом – то поэтому у тебя всё идет хорошо, не волнуйся. Ты будешь бороться, чтобы выкарабкаться из своей греховности. Это, однако, произойдет через препятствия и затруднения, но близ Христа.
Не разочаровывайся же, сколько бы грехов ты ни совершал, не разочаровывайся, какими бы трагичными ни были обстоятельства твоей жизни: найдется решение, конец еще не наступил. Если Бог оставляет тебя жить, значит, Он готовит тебе что-то хорошее, в противном случае Он бы забрал тебя. Если бы ты подготовился к раю, Он бы забрал тебя. Быть живым – вопреки всем искушениям – это значит, что у Бога имеется какой-то мудрый план.
Молюсь, чтобы с легкостью открылось наше сердце, наш ум, чтобы мы увидели эти тайны, поняли, зачем проходим через всё это. И в конце поймем великую любовь Бога, и будем воспевать Его и славословить, и будем говорить: «Прославлено буди имя Твое! всё было к лучшему! Ты устроил всё так хорошо: после проблем, трудностей и испытаний Ты пришел укрепить меня, очистить, сделать меня Твоим чадом – сильным, свободным, радостным, цельной личностью, чтобы я был достоин войти в рай».
Такие души входят в рай – не больные, скорченные и угрюмые, а души, которые закалились, которые подвизались, которые стали хорошими в руках Бога."
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2