*фото начала 20 века
О загадочной русской душе начали размышлять в 19 веке Достоевский и Толстой, чьи книги были пронизаны этическими и нравственными исканиями, связанными с национальным вопросом. Но если учесть, что русские рабочие и крестьяне в массе своей грамотой не владели, то они точно пребывали в полном и абсолютном неведении как о глубине и загадочности своего внутреннего мира, так и о том, насколько это интересно господам писателям и прочим "антилигентам". Но это полбеды. Дело в том, что романтически идеализированное представление русских литераторов о народе и эта тема с загадочной русской душой сыграли весьма злую шутку с и с россиянами, и с иностранцами, пытавшимися по книгам гениальных писателей изучать Россию. Представление о том, что такое простой русский человек, о котором писали Достоевский и Толстой, представление, известное всему миру, благодаря переводам их романов, пришло в сильнейшее столкновение в новостями из России периода бурных революционных событий и гражданской войны. Цивилизованный мир, узнавая о том, что тогда происходило в России, просто ужаснулся реальной сущности русского народа. Но, по правде говоря, в то время многие русские мыслители и писатели, в отличие от умерших задолго до всего этого кровавого бесчинства Толстого и Достоевского, уже не питали никаких иллюзий по этому поводу...
"Я думаю что русскому народу исключительно... свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли... В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное... Можно допустить, что на развитие затейливой жестокости влияло чтение "Житий святых великомучеников" - любимое чтение грамотеев в глухих деревнях. Если бы факты жестокости являлись выражением извращенной психологии единиц, - о них можно было не говорить... Но я имею в виду только коллективные забавы муками человека," - это одна из цитат из скандальной статьи М. Горького "О русском крестьянстве", вышедшей в 1922 году в Берлине. Она произвела фурор в Европе, но в России эту статью не издавали ни до, ни после войны, ни в Перестройку, ни вообще никогда. Просто не издавали - и все тут. Быть может, как раз потому, что именно в этом сочинении говорится о варварстве и отсталости русского народа откровеннее, чем где-либо ещё.
Максим Горький. Хрестоматийная фигура писателя - эталона соцреализма не дает даже повода усомниться в его уважении к собственному народу. Кажется, что уж кто-кто, а Горький точно не мог написать подобной статьи. А он писал, писал подобное - и не один раз стучался в темную душу своих современников, предостерегал от неминуемой катастрофы, просвещал. И, понимая тщетность своих усилий, все же надеялся на то, что лучшие времена России еще когда-нибудь наступят. Увы...
"Как евреи, выведенные Моисеем из рабства египетского, вымрут полудикие, глупые, тяжёлые люди русских сел и деревень - все те почти страшные люди, и места их займет новое племя грамотных, разумных бодрых людей..."
Стоит сказать, что такая экспрессивная шокирующая оценка соотечественников - это далеко не беспочвенная фантазия автора. Максим Горький знал жизнь простого люда не понаслышке. Детство и юность, проведенные в ужасающей бедности в трущобах Нижнего Новгорода дали писателю богатый материал для размышлений о сущности русского народа. Горький, испробовавший десятки профессий, пешком обошедший страну, всю свою жизнь имел не угасающий интерес к живому человеку самых низших сословий, составляющему основную массу населения России. И при первой малейшей возможности он основательно беседовал с людьми, встречающимися на его пути. Сам Горький об этой своей особенности выразился весьма жестоко в письме к Леониду Андрееву:
"Лет с 16 и по сей день я живу приёмником чужих тайн и мыслей, словно бы некий перст незримый начертал на лбу моём: "Здесь свалка мусора". Ох, сколько я знаю и как это трудно забыть..."
Вышеупомянутая статья "О русском крестьянстве", которую так не любят вспоминать в России, изобилует описанием шокирующих нравов, царящих в среде простых русских людей. Некоторые абзацы настолько потрясают натурализмом описания жестоких сцен, что в сегодняшнем гипертолерантном мире автора бы отправили в вечный бан во всех известных социальных сетях, а в современной России точно признали бы экстремистом. Настоятельно рекомендую прочитать эту статью целиком для полного понимания того, чем была Россия, чем есть и, в общем, чем она, судя по всему, останется в обозримом будущем (ссылку на статью Горького даю в конце текста).
Приведу несколько характерных, более-менее цензурных цитат из этой статьи, дающих общее представление о сущности российского населения. Например, Горький пишет:
"Кто более жесток - белые или красные, - вероятно, одинаково, ведь и те, и другие - русские", - и продолжает, приводя фрагмент беседы с командиром крупного соединения красной армии: "Внутренняя война - это ничего, я вам, товарищ, прямо скажу: русского бить легче. Народа у нас много, хозяйство у нас плохое. Ну, сожгут деревню. Чего она стОит? Она и сама сгорела бы в свой срок. И вообще это наше внутреннее дело, вроде маневров, для науки, так сказать..."
Эта ничем не мотивированная садистская безжалостность абсолютно далека от христианских ценностей, которыми так бравируют россияне.
"В 1919 году милейший деревенский житель покойно разул, раздел и вообще обобрал горожанина, выманивая у него на хлеб и картофель все, что нужно и не нужно деревне. Не хочется говорить о грубом, насмешливом, мстительном издевательстве, которым деревня встречала голодных людей города, всегда выигрывая на обмене. Крестьяне - в большинстве - старались и умели придать обмену унизительный характер милостыни, которую они нехотя дают. Интеллигент почти неизбежно подвергался моральному истязанию. Например, установив после долгого спора точные условия обмена, мужик или баба равнодушно говорили человеку, у которого дома дети в цинге: "Нет, иди с богом, раздумали мы, не дадим картофеля..." Когда человек говорил, что слишком долго приходится ждать, он получал в ответ злопамятные слова: "Мы, бывало, ваших милостей еще больше ждали." Да, чем другим, а великодушием русский крестьянин не отличается. Про него можно сказать, что он не злопамятен: он не помнят зла, творимого им самим, да, кстати не помнит и добра, содеянного в его пользу другим..."
Абсолютно понятно, что мораль русского человека - это что-то глубоко азиатское, основанное на почти беспрекословном подчинении хану или царю. Это выученная беспомощность рабской жизни и озлобленность от этого на весь мир. А если где русский вдруг чувствует свою значимость, то он тут же в полной мере отыгрывается на первом встречном за свои унижения. И отсюда же отсутствие свободной мысли, инициативы и презрение к честному труду. Не даром в чести у русских Иванушка-Дурачок и скатерть-самобранка...
"Срезать надо с земли всех образованных. Тогда нам, дуракам, легче жить будет, а то замаяли вы нас," - весьма характерная фраза жителя русской деревни 20-х годов прошлого века.
Максим Горький пробует разобраться, откуда же такая дикость в русской глубинке:
"Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков, - от канала в Голландии до тоннелей итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных силезских фабрик. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес труда и творчества предков. Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни имеет ядовитые свойства опустошать человека, высасывать его желания. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Вокруг бескрайняя равнина и в центре ее - ничтожный маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи... Историк русской культуры, характеризуя крестьянство сказал о нем: "Множество суеверий и никаких идей." Это печальное суждение подтверждаются всем русским фольклором..."
Известность Горького всегда была, отчасти, скандальной. Он говорил о том, о чем принято было молчать. Даже Толстой и близко не подходил к тому дну, с которого Горький вел прямые репортажи...
Несомненно, статья "О русском крестьянстве" - это нужная публицистика в сегодняшнее время. Реальная сущность русских - это совсем не то, о чем говорят на федеральных каналах России. Все это фантазии, не имеющие под собой никакой исторической и ментальной основы. Когда российский народ занят исполнением несвойственных ему ролей и создает вокруг себя фантастические мифы об особой роли русских в мире, стоит показать ему эту статью, потому что за последние 100 лет русские вообще-то не особо сильно изменились.
*скан оригинала статьи “О русскомъ крестьянствѣ” (1922, Издательство И. П. Ладыжникова, Берлинъ, Типографія Шпамера въ Лейпцигѣ) можно найти тут:
https://vtoraya-literatura.com/pdf/gorky_o_russkom_krestyanstve_1922_text.pdf #ИзКниг #ИсторияИАрхеология
Комментарии 8
Жестокость порождает жестокость. И только жестокость. Что видел веками этот народ кроме жестокости и грубости? Кем нужно было быть, чтобы выживать здесь?
Тоскливо от всего.
В этой новой пустоте разливающейся лжи, лицемерия и пафоса что мы даём детям своим? Какие принципы выживания?
Все по прежнему : обнищание и культурная пропасть.
А жить стоит хотя бы из любопытства.
Знаете, по жизни меня не раз вытаскивала история Робинзона Крузо.
Надо искать свой остров, обживать его, спасаться, радоваться, любить, помогать. Собирать пустяки, которые радуют. Ждать перемен, но не тратить время на бесплодные ожидания корабля. Спасаться.
Вы помогаете)
Важно чтобы Пятница заглядывала. Или Суббота. Или ещё кто то из своих был.