Продолжаем рубрику "Вопрос специалисту". Мы будем публиковать карточку с вопросом, а специалисты нашего Центра и Службы сопровождения в комментариях будут отвечать на него и делиться своим опытом и мнением.
Если вы хотите принять участие в этой рубрике и у вас есть вопрос, который требует взгляда со стороны или несколько мнений, то пишите его нам в личные сообщения. Вопросы могут быть как психологической направленности, так и методической или юридической. Принять участие в этой рубрике может как приемный родитель или ребенок, так и любой специалист, который хочет обратиться за помощью к коллегам. Вопросы публикуются анонимно.
#центрсемейныхформ_нск #НСО #новосибирск #замещающие_семьи
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Здравствуйте!
...ЕщёПричин такого поведения очень много. И, скорее всего, если вы спросите у вашего ребенка о том, почему он так поступает – вы не получите четкого ответа. Зачастую ребенок сам не понимает, почему он это делает.
Давайте поподробнее разберемся в причинах воровства. Читая каждый пункт – попробуйте «примерить» причину на поведение вашего ребенка. Может ли он себя вести так именно поэтому?
1. Если ребёнок ещё не достиг 4-х летнего возраста, его поступок сложно расценить как кражу. В этом возрасте у ребёнка пока ещё не сложилось чёткое разделение вещей на «свои» и «чужие».
2. Ребенок, выросший в детском доме или в асоциальной семье, может просто не знать и не понимать принятые в обществе нормы и правила. Для таких детей воровство могло быть не только приемлемым, но и одобряемым родителями поведением.
3. Адаптация. Некоторые дети в период адаптации в приемной семье (первые 3-4 года в семье) могут таким образом проверять родителей: не вернут ли его из семьи за плохой поступ
Здравствуйте!
Причин такого поведения очень много. И, скорее всего, если вы спросите у вашего ребенка о том, почему он так поступает – вы не получите четкого ответа. Зачастую ребенок сам не понимает, почему он это делает.
Давайте поподробнее разберемся в причинах воровства. Читая каждый пункт – попробуйте «примерить» причину на поведение вашего ребенка. Может ли он себя вести так именно поэтому?
1. Если ребёнок ещё не достиг 4-х летнего возраста, его поступок сложно расценить как кражу. В этом возрасте у ребёнка пока ещё не сложилось чёткое разделение вещей на «свои» и «чужие».
2. Ребенок, выросший в детском доме или в асоциальной семье, может просто не знать и не понимать принятые в обществе нормы и правила. Для таких детей воровство могло быть не только приемлемым, но и одобряемым родителями поведением.
3. Адаптация. Некоторые дети в период адаптации в приемной семье (первые 3-4 года в семье) могут таким образом проверять родителей: не вернут ли его из семьи за плохой поступок.
4. Напряженная обстановка в семье. Возможно ребенок не получает от вам достаточно внимания или есть то, что его беспокоит в отношениях с родителями и братьями/сестрами. В этом случае воровство – крик о помощи.
5. Желание понравиться сверстникам или «быть как все». Другу купили новый телефон/велосипед/игрушку и ребенку тоже этого захотелось.
6. Вредные привычки или влияние компании. В некоторых компаниях украсть что-то – это «круто», этим восхищаются друзья. В таких компаниях может быть культ употребления алкоголя или наркотиков, что, конечно, требует дополнительных финансов, отсюда может появиться воровство.
Самое главное – не ругайте ребенка. Не называйте его вором, не угрожайте полицией или тюрьмой. Этим вы не только не решите проблему, но и ухудшите ваши отношения. Если вы злитесь или расстроены, обязательно скажите ребенку, что причина ваших чувств – НЕ ОН, А ЕГО ПОСТУПОК. Например, это можно сказать так: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к тому, что ты сделал, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем вместе решать эту ситуацию».
Теперь рассмотрим решение проблемы в зависимости от выявленной причины.
Причина №1, №2. Младший возраст ребенка и незнание социальных норм и правил.
В этом случае разбирайте вместе с ребёнком ситуации, связанные с нарушением социальных норм и правил. Очень рекомендую мультсериал «Про Миру и Гошу», серия «Похитители». Обязательно смотрим и задаем вопросы, например:
1. Что украли Мира и Гоша?
2. Как ребята исправили ситуацию?
3. Почему Мира и Гоша отказались от помощи папы?
Можете посмотреть и другие серии, во мн...ЕщёЗакономерный вопрос – что же с этим делать?
Самое главное – не ругайте ребенка. Не называйте его вором, не угрожайте полицией или тюрьмой. Этим вы не только не решите проблему, но и ухудшите ваши отношения. Если вы злитесь или расстроены, обязательно скажите ребенку, что причина ваших чувств – НЕ ОН, А ЕГО ПОСТУПОК. Например, это можно сказать так: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к тому, что ты сделал, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем вместе решать эту ситуацию».
Теперь рассмотрим решение проблемы в зависимости от выявленной причины.
Причина №1, №2. Младший возраст ребенка и незнание социальных норм и правил.
В этом случае разбирайте вместе с ребёнком ситуации, связанные с нарушением социальных норм и правил. Очень рекомендую мультсериал «Про Миру и Гошу», серия «Похитители». Обязательно смотрим и задаем вопросы, например:
1. Что украли Мира и Гоша?
2. Как ребята исправили ситуацию?
3. Почему Мира и Гоша отказались от помощи папы?
Можете посмотреть и другие серии, во многих эпизодах как раз поднимаются вопросы социальных норм и правил. Но обязательно смотрим с обсуждением!
Так же необходимо делать акцент на описании переживаний человека, у которого ребёнок забрал вещь. Можно спрашивать: «*имя ребенка*, как ты думаешь, что почувствовал твой друг, когда ты украл у него велосипед? А ты себя так когда-нибудь чувствовал?». Расскажите, что человек, у которого украли вещь, испытывает самые разные чувства – гнев, обиду, раздражение, грусть и т.д. Чаше говорите о своих чувствах и помогайте ребенку сообщать о своих переживаниях: «Я сегодня очень грустила из-за происшествия на работе» / «*имя ребенка* расскажи, ты сейчас злишься или расстроен?». Обязательно приучайте нести ответственность за свои поступки. Обсудите, как можно исправить ситуацию с воровством. Например, можно отдать что-то взамен (купить на карманные расходы ребенка или попросить его что-то сделать своими руками) и обязательно попросить прощения. Будьте рядом с ребенком, помогите ему справиться с последствиями, но не делайте все за него!
Причина №3. Адаптация ребенка. Тут повторяем рекомендации, данные к причинам №1 и №2 и дополнительно составляем список правил семьи.
Сделайте это вместе со всей семьей. Помните, что правила – это правила. Они не должны быть нарушены. Например, какие могут быть правила: убирать за собой посуду, заправлять кровать, не бить другого, не воровать.
Пишем это на листочке, клеим на видное место и обязательно проговариваем: «Смотри, это правила по которым живет наша семья. Ты теперь наш сын/дочка, а значит это и твои правила тоже».
Причина №4. Семейная ситуация.
Поговорите с ребенком откровенно, есть ли что-то, что его беспокоит в отношениях с членами семьи. Ответьте сами себе на вопрос: «А достаточно ли времени я уделяю своему ребенку?». Может ли быть такое, что ребенок получает это внимание посредством воровства?
Если вы пони...ЕщёКроме того, старайтесь по возможности исключать ситуации, провоцирующие воровство. Деньги, драгоценности, ценные вещи должны находиться в не доступном для ребенка месте.
Причина №3. Адаптация ребенка. Тут повторяем рекомендации, данные к причинам №1 и №2 и дополнительно составляем список правил семьи.
Сделайте это вместе со всей семьей. Помните, что правила – это правила. Они не должны быть нарушены. Например, какие могут быть правила: убирать за собой посуду, заправлять кровать, не бить другого, не воровать.
Пишем это на листочке, клеим на видное место и обязательно проговариваем: «Смотри, это правила по которым живет наша семья. Ты теперь наш сын/дочка, а значит это и твои правила тоже».
Причина №4. Семейная ситуация.
Поговорите с ребенком откровенно, есть ли что-то, что его беспокоит в отношениях с членами семьи. Ответьте сами себе на вопрос: «А достаточно ли времени я уделяю своему ребенку?». Может ли быть такое, что ребенок получает это внимание посредством воровства?
Если вы понимаете, что это действительно так – больше общайтесь с ребенком, обязательно спрашивайте о том, что его волнует, как у него прошел день. Введите семейный досуг. Например, совместный поход в лес, парк, киновечер или вечер настольных игр и т.д.
Причина №5 и №6. Влияние компании и желание быть «как все».
Такое может произойти из-за неуверенности в себе и потребности в признании. Потому что только так его принимают в компании. Опять-таки, попробуйте поразмышлять, почему вашего ребенка тянет именно туда? Его не принимают остальные сверстники? Или может он не умеет отвечать «нет», потому что боится отвержения и из-за этого совершает противоправные поступки (воровство)? Разъясните ребенку, что друзья никогда не станут подталкивать к совершению «плохих» поступков, объясните, что если у него есть право говорить «НЕТ», если его подстрекают сделать то, что ему не нравиться.
Обязательно понаблюдайте, нет ли наркотической (алкогольной) зависимости. Обратите внимание на следующее:
• Пропажа вещей, денег из дома
• Изменение поведения (появление агрессивности, апатии)
• Резкий набор/потеря веса
• Снижение школьной успеваемости, появление прогулов и т.д.
Если вы подозреваете, что у ребенка есть зависимость – рекомендую обязательно обратиться за помощью к профессионалам: психологу, психиатру-наркологу и т.д.
Тема воровства очень сложная и многогранная. Помочь увидеть причины и справиться с последствиям может психолог. Для записи на консультацию – обращайтесь к нам в центр по телефону: +7 (383) 246-06-16
Будем рады Вам помочь и разобраться в ситуации!
С уважением, педагог-психолог
Быкасова Анастасия Васильевна