Кризис трех лет: становление самосознания ребенка
Понимая набор
врожденных психических свойств (векторов) малыша, взрослый помогает ему правильно
пройти кризис трех лет – с позитивными «приобретениями» в развитии психики.
Гибкость и изобретательность
Каким ребенок может стать?
Кожный вектор по природно
заданным свойствам дает ребенку прекрасные возможности для развития способности
к ограничению собственных желаний, подчинению себя дисциплине и нормам
поведения (законам), а также развития логического мышления, способности к
изобретательству. Природная гибкость тела и психики задают возможности для
высокой адаптивности к внешним условиям и двигательной эффективности,
грациозности.
Если в период кризиса трех лет ребенка с такими
природными свойствами подавлять, наказывать за непослушание (тем более с применением
физических воздействий – битья по его нежной, чувствительной коже), то
негативные проявления обостряются. Более того, это готовит почву для
развития худших проявлений вектора: воровства, приспособленчества,
манипулирования, вранья, неумения себя организовать и подчиняться общим
требованиям (законам), отношения к людям с позиций собственной выгоды и др.
Что делать? И как – правильно?
Правильное прохождение кризиса трех лет предполагает
следующее. Именно с кожным ребенком эффективны логические доводы, объяснения, почему важно, чтобы он
поступил так, а не иначе. В применении к нему хорошо «работает» система
поощрений за правильные поступки и послушание, но это должны быть не только
материальные поощрения (лакомство, дорогая, но бесполезная для кожного ребенка
игрушка или даже деньги1), но – в большей
степени! – развивающие его природные свойства и способности: ласковое
прикосновение, в качестве подарка – игрушки, которые развивают мышление и
потребность в движении (конструктор «Лего», мяч, самокат и т. п.). В два-три
года еще рановато, но позднее это могут быть игры в путешествия и поиски
спрятанной игрушки по «карте».
Именно кожного ребенка
важно поощрять в его занятиях двигательными упражнениями и подвижными играми, а
также в конструировании, поскольку они напрямую развивают его природные
свойства и доставляют ребенку удовольствие. Именно кожного ребенка следует
приучать к порядку.
Однако в три года ему еще трудно не разбрасывать вещи,
убирать игрушки, поэтому, во-первых, его не нужно ругать за беспорядок, а
во-вторых, стараться его мотивировать, например, превращать уборку в интересную
игру, использовать соревновательный момент (например, машины развозят
пассажиров по домам и сами уезжают в гараж; или «кто быстрее уберет игрушки»). Но, если ребенок
выстроил постройку и хочет ее оставить, чтобы продолжить строительство на
следующий день, не нужно настаивать на уборке этого сооружения.
Золотая голова, золотые руки
Каким ребенок может стать?
Анальный вектор по природно
заданным свойствам позволяют развивать у ребенка такие замечательные качества,
как аккуратность, стремление к порядку, а также способности к обучению,
благодаря великолепной памяти, склонности к аналитическому мышлению. Его
особенностями являются некоторая замедленность действий, затруднения в принятии
решений, а также потребность в одобрении и похвале, из-за чего он старается
быть послушным. Ему же характерна склонность обижаться из-за недополученных
заслуженных похвал и любви (особенно от мамы).
Однако, если такого
ребенка «дергать» и подгонять, он, наоборот, тормозится и впадает в ступор.
Внешне это может выглядеть как упрямство, за что ребенок получает от
нетерпеливых родителей «бонус» в виде упреков и нелестных эпитетов (типа
«тормоз», а то и похуже). От этого ребенок не только не может преодолеть свое
торможение, но и не хочет этого делать, а восприняв это состояние как
собственное желание, он уже не может его изменить, усугубляя свое упрямство
(например, ребенок не только не одевается сам, но и сопротивляется, когда
родитель хочет его одеть).
Все это вызывает у
родителей усиленное недовольство. Создается «порочный круг», из которого трудно
выйти, а для анального ребенка – с учетом его свойств, малого возраста и
кризисного периода развития – просто невозможно. В дальнейшем упрямство может
стать устойчивой чертой характера, а сам он человеком неуживчивым, трудным в
общении. Обида на «нелюбящих» родителей, особенно на мать, за то, что
«недодали, недолюбили», ищет выхода в агрессии и мстительности всем и вся,
потому что ему самому плохо.
Бывает, что анальный
ребенок двух-трех лет поддается «нажиму» родителей под влиянием их похвал за
послушание и позволяет себя одеть, пассивно подчиняясь действиям взрослых.
Например, кожно-зрительной маме, опаздывающей на работу, легче самой
по-быстрому одеть своего ребенка, чем ждать, когда он сделает это
самостоятельно – до бесконечности медленно; или анально-зрительной опекающей
мамочке, страдающей от того, что ее малыш делает что-то недостаточно «правильно
и красиво», эмоционально легче все сделать вместо него.
Подхваливая своего
сыночка за послушание, мама – не ведая, что творит, – добивается того, что
ребенок постепенно отказывается от попыток самостоятельно что-либо делать,
ожидая, что за него все сделают другие: родители оденут, накормят с ложечки,
умоют и т. д. Эта ситуация, внешне благополучная, неконфликтная, на самом деле
– мина замедленного действия: ребенок не учится самостоятельности.
Для родителей такое
поведение не воспринимается как особо проблемное, т. к. ребенок податлив и
послушен. Однако последствия не утешительны – в дальнейшем он будет постоянно
нуждаться в опеке, так и не научится принимать решения и делать выбор.
Последующая его судьба – печальна. В «лучшем» случае он и в зрелые годы, так и
не созрев, будет жить с мамой, сидеть на диване и обижаться на несложившуюся
жизнь, не умея «сложить» ее собственными силами.
Как правильно пройти
кризис?
Так как же помочь
ребенку с анальным вектором пройти кризис трех лет? Поощрять его попытки к
самостоятельности, как бы медленно он ни действовал. Наберитесь терпения,
удерживая себя от попыток что-то сделать за него, когда он хочет «САМ».
Обязательно похвалите за результат, каким бы несовершенным он ни был.
При этом похвала
должна быть заслуженной – за факт достижения; не стоит говорить, что он «хорошо
выполнил» что-то, если это получилось несовершенно, лучше сказать: «Ты это
сделал (сделала)! Сам (сама)! Какой большой мальчик (большая девочка)!» Это
очень действенная похвала – ведь дети так стремятся скорее стать большими,
взрослыми.
Если у ребенка что-то
не получается или получается недостаточно хорошо, например, застегивать
пуговицы, завязывать шнурки (или что-то иное), предложите: «Давай, я
застегну/завяжу, а ты мне помогай», – и пообещайте научить его этому; и обязательно
(не забыв об обещании) уделите этому время – анальный ребенок, как никакой
другой, любит учиться.
И со временем,
благодаря природному стремлению к качественному результату – научится. И будет
лучше, аккуратнее других одеваться, а еще и детям помладше станет помогать –
сначала за похвалу, потом по душевному побуждению в соответствии с природной
склонностью к заботе о других.
Однако, если признаки
упрямства все же появляются, не нужно жестко «продавливать» свое требование,
чтобы ребенок послушался, наоборот, надо снять давление, облечь процесс
выполнения желаемого действия в игру, переключить его внимание на другое
действие. То есть ему надо помочь выйти из «замкнутого круга» упрямства и обиды
на просторы удовольствия от развития самостоятельности и ощущения успешности
собственных достижений.
Вождь краснокожих
Если детей с анальным
и/или кожным векторами довольно много, то детей с уретральным вектором
чрезвычайно мало (до 5%). Уретральный ребенок – «редкий экземпляр», требующий
особого подхода родителей в его воспитании.
Какой он – уретральник?
Уретральный вектор задает ребенку
огромную энергетику (несмотря на, порой, весьма тщедушное физическое тело),
природный альтруизм – справедливую, милосердную отдачу по нехваткам тем, кого
он воспринимает как свою «стаю», сообщая им ощущение защищенности и
безопасности. В силу этого, он буквально с малых лет обладает мощной
притягательностью, и вокруг него естественным образом собирается ватага, «стая»
разновозрастной детворы.
Действия уретрального
ребенка сами по себе или в сочетании с призывами к действию оказываются
настолько воодушевляющими для всей «стаи», что она без рассуждений идет за ним,
и это делает его естественным вождем, предводителем своего окружения.
В период кризиса трех
лет, когда у ребенка формируется самосознание, и он начинает отделять себя от
мира, который теперь для него становится внешним, когда он начинает понимать
свои желания, не стоит пытаться его подавлять, жестко склонять к подчинению.
Это вызывает бурный гнев, протест и отстаивание всеми доступными (далеко не
культурными) средствами своего естественного права и высшего ранга – вождя.
Последствия действий
родителей, которые пытаются подавить или ограничить своего уретрального
ребенка, заставить его слушаться – печальные и даже страшные. Для такого
ребенка его деспотичные родители становятся первыми представителями враждебного
внешнего мира, с которым он начинает борьбу не на жизнь, а на смерть – порой в
буквальном смысле. Подрастая, он с трудом адаптируется в социуме, не имея
возможности выполнять свою видовую роль – вождя – на пользу обществу.
Протест уретральника
против враждебного мира превращает его в безрассудно рискующего своей жизнью –
с меньшей или большей опасностью для окружающих людей. Закономерно, что такие
люди рано гибнут. И это – в «лучшем» случае. Худший вариант – подавляемый в
детстве уретральник, доживший до зрелого возраста, пополняет ряды криминального
мира: становится преступником-одиночкой или вожаком преступной группировки.
Трудности в воспитании маленького «вождя»
Еще задолго до кризиса
трех лет уретральный ребенок стремится осваивать ближайшие территории, пытаясь
выбраться из манежа, а выбравшись, активно расширяет доступное для себя
пространство, стремительно ползая на четвереньках по комнате, забираясь туда,
куда может дотянуться.
Когда же он становится
способным передвигаться, стоя на ногах, то даже в весьма малом возрасте
пытается «оторваться» от мамы, не любит, чтобы его держали и водили за руку,
навязывая несвойственный ему замедленный темп движения. Он вырывает руку,
далеко и довольно быстро удаляется от взрослого, осваивая окружающее
пространство, и маме (или бабушке), которая гуляет с ним, приходится постоянно
его догонять, чтобы уберечь от опасности.
Современные молодые
мамы частенько, выходя с малышом погулять во двор, начинают разговаривать с
другими мамочками, обмениваться опытом, новостями; или, посадив ребенка с
игрушками в песочницу, утыкаются в мобильный телефон (планшет), – и временно
выпускают из поля зрения свое чадо.
В это самое время
уретральный ребенок отправляется исследовать неизведанное за пределами детской
площадки. Что переживает мама, не обнаружив своего ребенка там, где она его
оставила, наверное, объяснять не надо – и понятна ее первая реакция, когда
ребенок, к счастью, находится…
Однако ругать
уретральника, запрещать ему уходить – бессмысленно: даже совсем маленький
ребенок не воспринимает родительские наказы как руководство к действию. За
каждым ребенком нужен «глаз да глаз», а за уретральным – особенно! Выходя на
прогулку, не думайте, что вот теперь будет для вас передышка от домашних забот;
напротив, придется следовать за своим уретральным ребенком, как верный, но
ненавязчивый страж. Следовать на расстоянии, достаточном, чтобы при
необходимости удержать его от ситуации, чреватой опасностью, чтобы взять за
руку для привлечения внимания к чему-то интересному, дабы изменить направление
его движения – и снова предоставить свободу в пределах обозримого безопасного
пространства. Прямое удерживание от опасности будет для него более явным
ограничением, чем мотивирование изменить траекторию движения под каким-либо
увлекательным предлогом. Маленький уретральник будет чувствовать, что, да, он
все может, что его никто не ограничивает.
А как надо?
Пока малышу еще только
два-три года, нужно воспитывать его, учитывая его уникальную природу. Но ведь
нельзя во всем потакать ребенку, его ведь и учить необходимо! Да, это так.
Только делать это надо, не злоупотребляя своей родительской властью, не унижая
его достоинство. К детям с другими векторами это правило тоже применимо, но в
случае с уретральником – особенно!
Обучая уретрального
ребенка двух-трех лет простейшим умениям, самостоятельным действиям, надо
предоставлять ему наибольшую возможность все делать самому. А по достижении
результата – искренне восхититься: «Как здорово у тебя получилось!» Или: «Ну,
ты даешь! Что бы я без тебя делала?!» Уретральный ребенок естественно
воспринимает восхищение (пусть даже преувеличенное). Но не воспринимает похвалы
и оценки, которые высказываются «сверху вниз», например: «Молодец! Какой
большой мальчик!» – к похвалам относится как к оскорблению, понижению в ранге.
Невозможно заставить
уретрального ребенка слушаться, но можно создать условия, чтобы он
прислушивался к вам. Это происходит, если между вами установятся доверительные
отношения, позитивные эмоциональные связи. И пока ему еще только три года, –
самое время начать создавать такие условия. Лучше всего уретральники
прислушиваются к кожно-зрительным женщинам. Если в семье есть мама, тетя,
бабушка с этой связкой векторов или кожно-зрительная воспитательница в детском
саду, это будет идеальный вариант для гармоничного развития его врожденный
качеств.
На самом деле
уретральный ребенок самый беспроблемный, если не пытаться его «ломать» и
подчинять. Он, в отличие от детей с иными векторами, самый ответственный не
только за себя, но и за других; он, даже в три года, – «взрослый от природы»,
ему можно поручить любую (посильную по возрасту) задачу, сказав: «Кто, если не
ты?» И он сделает. Но не пытайтесь добиваться от уретральника аккуратности –
это не его свойство.
Часть III. Кризис трех
лет: становление самосознания ребенка
ЭМОЦИИ ЧЕРЕЗ КРАЙ
«Зрительный» ребенок: каким он может стать?
Зрительный вектор дает
ребенку возможность различать множество оттенков цвета и света, замечать то,
что другие (без зрительного вектора) не заметят и не различат. Это становится
базой для развития у ребенка несравнимой с другими способности видеть и
создавать богатые визуальные образы, доставляющие ему огромное эстетическое
наслаждение. Помогает развивать образное мышление и эйдетическую память,
творческое воображение, высшую способность к обучению и освоению человеческой
культуры.
Яркая отличительная
особенность «зрительного» ребенка – высокая эмоциональность, которая природно
базируется на корневом страхе – страхе за собственную жизнь и производной от
него эмоциональной зависимости от тех, кто дает ему ощущение защищенности и
безопасности – реальное от мамы или воображаемое от любимых игрушек,
«одушевляемых» силой его фантазии.
У всех детей есть
эмоции и страхи в том числе, но зрительный ребенок переживает их гораздо
сильнее, «делая из мухи слона». В попытках убежать от страха и найти позитивные
эмоции маленький, еще неразвитый «зрительник», стремится привлечь к себе
внимание окружающих, чтобы на него смотрели, чтобы эмоционально восхищались им,
его внешним видом, поэтому, как правило, он ведет себя демонстративно – так,
что не заметить его невозможно.
Однако эта «отправная
точка» при правильном воспитании позволяет постепенно выводить ребенка из мира
страхов и грез, инфантильных чувств и демонстративности – и развивать у него
очень сильные, но позитивные, созидательные переживания и свойства: любовь,
сострадание, стремление защищать других от гибели, а также естественную
эмоциональную выразительность и артистизм.
Причины и последствия
В период кризиса трех
лет, когда у ребенка развивается самосознание, он – как и другие дети этого
возраста, но по-своему, – начинает «пробовать» свои природные свойства, отделяя
в своем сознании собственные желания от желаний окружающих его людей.
Критические варианты
таких «проб» имеют место, когда родители, прежде всего мама, не понимает
психической природы своего малыша, особенно если у нее самой нет зрительного
вектора. Например, пугая такого ребенка, запрещая бурное выражение эмоций или
высмеивая его слезы (чувства). Ребенок, не получая удовлетворения своих
природных желаний, испытывает страдание, даже стресс.
Своим «неадекватным»
поведением, непослушанием, истериками он на бессознательном уровне
сигнализирует взрослым, что ему нужно помочь: именно взрослому надо изменить
свое поведение по отношению к ребенку так, чтобы создать условия для развития
природных свойств малыша. Точный индикатор правильной тактики взрослого – это
появление позитивного эмоционального настроя ребенка, который довольно быстро
становится вполне адекватным ситуации и послушным.
Обратите внимание:
речь не о любых желаниях ребенка, а только о природных, удовлетворение которых
развивает свойства его зрительного вектора.
Трудности и преодоления
Итак, если вы видите
эмоциональную нестабильность своего двух-трехлетнего ребенка, нет смысла
говорить ему «успокойся», да еще строгим голосом. Лучше возьмите его «под свое
крылышко», обнимите, слегка укачайте (это успокаивает) и спросите мягко:
«Почему ты плачешь?» Конечно, малыш из-за рыданий и всхлипываний не сможет
говорить внятно. Спокойно посетуйте: «Ничего не понимаю. Постарайся рассказать
– может, я смогу помочь?»
Это мотивирует
ребенка, чтобы немного умерить свой плач и объяснить причину огорчения. Так он
перестает погружаться в негативное переживание. А дальше – простыми, доступными
малышу словами – поговорите по сути произошедшего: возможно, он не понял
другого, или другой не понял его, возможно, лучше было бы поделиться игрушками
со сверстником и поиграть вместе (два-три года – возраст, когда дети еще только
учатся этому); и подсказать способы действий: подойти, помириться и т. п. Это
начало осознанного знакомства с культурными нормами поведения, которые
зрительный ребенок воспринимает «на ура»; ему только надо подсказать. Таким
образом закладываются первые кирпичики фундамента для развития сострадания,
сочувствия и соучастия другому.
Конечно, если имеет
место некоторая педагогическая запущенность, и трехлетний малыш спонтанно уже
«умеет» истериками добиваться желаемого от взрослых, т. е. манипулировать ими,
то маме потребуется особое терпение, чтобы выправить поведение ребенка.
Важно в ситуации
детской истерики по возможности сохранять спокойствие, не повышая голоса,
удерживать свою позицию (требование), не поддаваться на эмоциональные
провокации ребенка (типа: «плохая мамка!», «ты меня не любишь!», «не люблю
тебя!»), цель которых вывести взрослого «из себя», из равновесия. Вам в помощь
– непосредственность и ситуативность внимания малыша, которое можно отвлечь на что-то
привлекательное, чтобы переключить ребенка на другую эмоцию.
И еще несколько
рекомендаций для повседневного общения со зрительным ребенком, чтобы развивать
его эмоциональную сферу в позитивном ключе.
Игрушки не терять, обещания выполнять
Старайтесь следить,
чтобы любимые игрушки ребенка не терялись. Такая потеря мишки, зайки или куклы,
с которыми ребенок установил эмоциональную связь, общался с ним, как с живыми,
может причинить малышу ощутимую психическую травму.
Если же потеря
случилась, попытайтесь найти замену – такую же или похожую игрушку и придумайте
трогательную историю, почему прежний мишка исчез, а новый появился (например,
прислал своего братика-близнеца, которому надо помочь, а сам вернулся к
маме-медведице, чтобы она не скучала одна). Важно, чтобы потеря, утрата
эмоциональной связи (с любимой игрушкой) не осталась зияющей пустотой в душе
ребенка – ее нужно заполнить более яркой позитивной эмоцией. Но самым лучшим
способом обезопасить ребенка от потрясений из-за потерь будет сердечная связь с
мамой и другими людьми.
Выполняйте данные
ребенку обещания. Во-первых, сроки обещанного события должны быть ему понятны;
трехлетний ребенок не воспринимает долговременной перспективы: что значит:
«послезавтра» или «в воскресенье»? Более определенно для него: «после
завтрака», «перед сном» и т. п. – то, что связано с его непосредственным
опытом. Во-вторых, ему трудно ждать намеченного события – для зрительного
ребенка это определенный эмоциональный накал: ожидание, предвосхищение,
фантазирование. И когда это вдруг отменяется – накал эмоций вырывается наружу в
истерику. Кстати, вполне оправданную.
Театр и сказки
Зрительному ребенку
необходимо выражать эмоции и изображать переживания, что наилучшим образом
обеспечивается театральной игрой. Но с малышом двух-трех лет ходить в театр
рановато, так как такие «культурные мероприятия» требуют, чтобы ребенок
представлял, как себя вести в театре. Поэтому преддверием таких походов
(которые лучше проводить позже, с четырех-пяти лет) может стать домашний театр.
Это и настольный (напольный) театр с игрушками: ребенок передвигает одну
игрушку, а вы – другую, разыгрывая диалоги между героями хорошо известных
сказок. Это и домашние представления с ряжением, где основные исполнители (и
организаторы) – взрослые и старшие дети – например, на Новый год или день
рождения.
И, конечно, читайте
ребенку сказки и детские стихи, написанные для самых маленьких. Например, стихи
А. Барто из цикла «Игрушки»: «Наша Таня громко плачет…»; «Зайку бросила
хозяйка…» и т. п. – они эмоционально насыщены, даже драматичны и при этом
понятны для детей, и в них есть некая недосказанность, позволяющая совместно
придумать благополучное завершение: как помочь Тане, чтобы она перестала
плакать? Какое настроение у промокшего зайки, и что можно сделать, чтобы он
почувствовал себя хорошо, радостно?
Важно выбирать для
зрительного ребенка такие сказки, в которых никто никого не ест, чтобы не
активизировать его врожденные страхи; например, хороши сказки «Курочка-ряба»,
«Теремок». Чтобы понимать, из чего выбирать, можно найти хрестоматию детской
литературы для самых маленьких. А затем покупать книжки с иллюстрациями
(картинки для зрительного ребенка очень важны!), желательно, в классическом
оформлении, чтобы не было страшных, агрессивных изображений.
На основе таких
детских художественных произведений можно начинать подводить ребенка к
пониманию, что другому в беде можно помочь, и это в силах малыша – пусть и в
игровой форме (пожалеть игрушечного зайку), в форме беседы, как помочь, чтобы
было счастливое завершение истории.
Научить делиться и не пугать
Переживания, связанные
не только с получением для себя, но и с отдачей для другого, особенно активно
развиваются в реальном действии – делиться пищей. Вот один из примеров. В
детских садах есть давняя традиция: ребенок в свой день рождения приносит
конфеты и раздает детям своей группы. И такую традицию надо поддерживать и
развивать, не жалеть угощения (приготовить вкусные конфеты, чтобы на всех
хватило) и подсказать ребенку, что дарить надо с радостью, с желанием сделать приятное,
тогда и самому будет гораздо радостнее.
И еще одно. К
сожалению, некоторые родители, не задумываясь ни о психической природе своего
зрительного ребенка, ни о последствиях собственных действий для него, очень
любят его… попугать: дома неожиданно выскочить из-за угла, громко крикнуть
«У!», скорчить «страшное лицо». А потом смеяться с умилением над тем, как малыш
столбенеет от страха, как расширяются от ужаса его глаза…
Такие действия,
особенно в отношении к зрительному ребенку, деформируют его жизненный сценарий,
фиксируя состояние страха. Страхи не дают ребенку нормально развиваться, а в
дальнейшем будут мешать уже взрослому зрительнику выстраивать позитивные
отношения.
Надо помогать
зрительному ребенку не укореняться в страхах за собственную жизнь, а напротив,
сопереживать другим, учиться быть человечным и добрым. Кризис трех лет – тот
самый период, когда развивающееся самосознание ребенка позволяет на доступном
для него уровне воспринимать такие смыслы, осваивать более широкий спектр
позитивных эмоций в отношениях с окружающими людьми.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев