Обязательно поделитесь нашими аргументами по произведению Ф.М. Достоевского: "Преступление и наказание" со своими детьми.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
РАЗУМНАЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ СВОБОДЫ. РЕШЕНИЕ ЧУЖОЙ СУДЬБЫ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
ЦЕЛЬ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА
В романе преступлением является замысел и убийство старухи. Почему? Есть старуха, она отвратительна (это не раз подчеркивается Достоевским в описании Алены Ивановны – вся склизкая, смазанные маслом волосенки (обратите внимание на сквозную аллитерацию звуком «С»), ее надо убить (она тиранит кроткую Лизавету, грабит других людей, убивает не только свой век, но и чужой) и очень хочется. В романе нет ни одного прямого логического аргумента в пользу того, почему нельзя убивать старуху. И тем не менее, убивать ее нельзя. Вот над этим парадоксом Достоевский бьется на протяжении всего романа. Автор приходит к тому, что один человек не в праве решать судьбу другого человека. Поэтому Раскольников становится преступником еще до того, как совершает преступление – на этапе замысла. Разочаровавшись в общественных способах изменения окружающей жизни, Раскольников решает, что воздействие на жизнь возможно при помощи насилия, а для этого человек, вознамерившийся сделать что-то для общего блага, не должен быть связан никакими нормами и запретами. Пытаясь помогать обездоленным, Родион приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. В отчаянии он решается "преступить" нравственный закон — убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Однако по Достоевскому, эта добро не может быть сотворено таким образом.
ЖЕРТВЕННОСТЬ
САМООТРЕЧЕНИЕ ВО ИМЯ БЛАГА ДРУГИХ
Заметьте, в романе два преступника – не только Раскольников, но и Мармеладова. Она тоже «переступает» нравственные заветы: Соня становится блудницей, чтобы иметь возможность помогать своей семье. Это самоотречение во имя других и спасает ее, по мнению Достоевского. Для автора убийство и блуд – страшные преступления, но переступивший через другого (как сделал Раскольников) – гибнет, а переступивший через себя (как сделала Соня) – спасается. С самоуничтожения начинается для Достоевского путь наверх. Уничтожить себя и воссоздать себя заново – вот путь Сони Мармеладовой.
Соня Мармеладова последовала за своим возлюбленным. Ее искренняя любовь и вера в Бога, правильная христианская теория позволили смыть с себя позор прошлого. Кстати, именно поэтому Соня явилась «христианским идеалом» и частично смогла помочь Раскольникову преодолеть его терзания.
ОПАСНОСТЬ НАСИЛИЯ
НАСИЛИЕ ПОРОЖДАЕТ НАСИЛИЕ
Этот аргумент раскрыт на примере убийства Лизаветы. Вернемся сначала к старухе: Раскольников совершает убийство человека, который, по мнению героя, вреден обществу (если вокруг столько людей, которым можно помочь на те деньги, что держит у себя бессмысленная и вредная старуха, то, наверное, нужно ее ликвидировать). Казалось бы, центральная задача романа – провести Раскольникова через тот путь, благодаря которому он поймет, что его теория греховна и не имеет права на существование. Но здесь появляется второе убийство! Убийство Лизаветы. Казалось бы, зачем оно в романе? В том, что убивать ее было не нужно, не сомневается никто: ни Достоевский, ни читатель, ни даже сам Раскольников. Ведь Лизавета сама принадлежит к числу тех униженных и оскорбленных, во имя которых Раскольников решает проверить свою теорию, совершив преступление. Какая философская и художественная задача стоит за убийством Лизаветы и какие дополнительные смыслы возникают при таком композиционном решении? Одно из важнейших для Достоевского следствий этого решения было то, что автор показывает, как насилие, совершенное, казалось бы, во благо человечества или даже одного человека неизбежно приводит не только к следующему насилию, но и оборачивается именно против этого человека. У автора в качестве ближайшего исторического примера подобного поворота насильственной борьбы за справедливость был хорошо памятный для 60-х годов 19 века опыт Великой Французской революции, в справедливости которой сначала никто не сомневался, но в то же время, не успев победить и уничтожить угнетателей, революция сначала поворачивается против тех, для кого она проходила, а потом и против тех, кто ей руководил. Аналогичная история повториться уже с отечественной революцией.
ПОЧЕМУ ЛЮБОЕ УБИЙСТВО – ПРЕСТУПЛЕНИЕ?
УБИЙСТВО = БРАТОУБИЙСТВО
Давайте опять про Лизавету. Первой, кому Раскольников рассказывает о произошедшем преступлении, была Соня (обратите внимание, что все в романе интересуются тем, кто убил старуху, но, когда Раскольников общается с Соней, он говорит ей: Соня, я приду к тебе завтра и расскажу, кто убил Лизавету). И открыв Соне свою тайну, Раскольников сталкивается со значимой символической цепочкой обстоятельств: у Сони на шее крест, которым она поменялась с Лизаветой (таким образом, Соня с Лизаветой оказываются крестовыми сестрами), дальше этот крест и Евангелие (которое тоже досталось ей от Лизаветы) она отдает Раскольникову, который отправляется вместе с этим на каторгу. Получается, все внутренние отношения между персонажами организуются в стройную систему, в рамках которой старуха, Лизавета и Соня оказываются в условном сестринстве друг с другом. Раскольников, надевши крест, оказывается духовно связанным с этой системой, в духовном братстве со своими жертвами. Так, смерть Лизаветы демонстрирует важную для Достоевского мысль, что любое убийство в конце концов оборачивается братоубийством. Также можно понять слова Раскольникова, что он убил не старуху, а себя.
СОВЕСТЬ
Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью». После совершения преступления Раскольников неоднократно борется со своей совестью, которая усиливается в нем под влиянием любви Сони. Герой, истинно поверивший в свою теорию, полагал, что после убийства старухи он почувствует, прилив сил, однако происходит иначе. Мы наблюдаем настоящий раскол (обратите внимание на говорящие фамилии)! Причем автор здесь показывает нам не только нравственные муки, а, как и свойственно писателю грубой физической реальности, самые настоящие физиологические мучения – Раскольников в прямом смысле заболевает: нервная горячка, кровь запекается печёнками, лихорадка. Но более того, никакие страдания: ни физические, ни моральные – не могут его излечить (вспомните, на каторге он остается так же болен).
ЖЕРТВА СОБСТВЕННОЙ ТЕОРИИ
НЕВЕРНЫЕ ВЗГЛЯДЫ
Как сам пишет Достоевский о Раскольникове: «молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения». «Недоконченные идеи, которые носятся в воздухе» - это по всей видимости мейнстримные идеи нигилизма, которые наполняли сознание молодежи середины 19 века.
Теория эта во многом "наполеоновская": Раскольников делит человечество на "...два разряда: на низший (обыкновенных) - на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных («твори дрожащие»), и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово" («право имеющие»). Второй разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, первый — "жить в послушании и быть послушными". Причисляя себя, разумеется, ко второму разряду, он пытается доказать себе самому эту причастность, логическое доказательство чему видит только в антропологической плоскости: в возможности решиться на убийство «твари» во имя высшего блага.
Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути. Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ. Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.
ДРУЖБА
Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который поддерживает его. Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни. У этих друзей есть и нечто общее, что их и сблизило: они умные, образованные, глубокие, благородные, способные на искренние чувства молодые люди.
ЖАЛОСТЬ К ЖИВОТНЫМ
Раскольникову снится сон, в котором он, будучи маленьким, «бросается с своими кулачонками на Миколку», когда видит, что тот забил до смерти «бедную лошаденку». Маленький мальчик подбегает к савраске, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы». Надо полагать, что этот сон оказался в некотором смысле психотерапевтическим для Раскольникова. Он является отражением его замысла об убийстве и вызывает в нем ясное чувство раскаяния.
МАТЕРИНСКИЕ ЧУВСТВА
Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, очень любила его. Она старается устроить его счастье, хочет помочь ему, жертвует для него даже счастьем Дуни. Она сходит с ума от равнодушия и черствости сына.
СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА
Мармеладов, не сумев противостоять трудностям, находит утешение в алкоголе. От постоянного пьянства у него “желтоватое, даже зеленоватое лицо с припухлыми веками”. Он говорит, что у него жизнь пошла под откос, но на самом деле у него слабый характер. Он пропивает последние деньги семьи, украденные у жены, а потом берет «на похмелье» 30 копеек у своей дочери Сони, прекрасно зная, каким трудом она их заработала. Мармеладов осознает низость своего падения, но ничего не может с собой поделать.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев