Практически все дети любят рисовать и делают это с удовольствием. Детские рисунки очень информативные, содержат массу интересных деталей, которые могут помочь лучше понять ребенка, улучшить отношения в семье, решить некоторые проблемы.
Одна из интересных и сравнительно простых методик - РИСУНОК СЕМЬИ. Она позволяет увидеть все ли в порядке в семье, отношениях между членами семьи, сделать выводы, что-то подкорректировать, исправить.
Дайте ребенку чистый альбомный лист бумаги и цветные карандаши.
Предложите ребенку нарисовать свою семью, где каждый член семьи занят каким-нибудь делом.
Важно: если ребенок не хочет рисовать семью по вашей просьбе, не настаивайте, перенесите на потом.
На что обратить внимание в процессе рисования:
- кого малыш рисует в первую очередь (самый важный человек в его жизни);
- кто оказался нарисованным в последнюю очередь;
- на комментарии, интонации, мимику ребенка во время рисования членов семьи.
Расшифровка законченного рисунка:
хорошо:
- наличие всех членов семьи;
- яркие, светлые тона.
плохо:
- если ребенок изобразил только себя или вообще «забыл» себя нарисовать;
это говорит об одиночестве, проблемах в семье, в общении
- отсутствие кого-то из членов семьи, кто постоянно проживает или контактирует с ребенком или зачеркнутый, заштрихованный член семьи;
конфликт, ревность, страх, агрессия со стороны ребенка
Например:
- появление в семье младшего ребенка часто приводит к недостатку внимания, к ревности и малыш «забывает» нарисовать братика или сестричку, как бы устраняет конкурента.
- шлепки за плохое поведение, одергивание, критика слишком педагогичного дедушки приводят к затаенной агрессии и отрицанию его авторитета ребенком.
Важно обратить внимание:
- на качество изображения членов семьи: самые любимые и значимые будут прорисованы тщательно и любовно; менее значимые небрежно и быстро;
- местоположение ребенка на рисунке (к кому ближе всего находится, кого обнимает или держит за руку, расположил себя отдельно от других);
- наличие на рисунке несуществующего члена семьи (животное, сказочный персонаж, человек);
рисунок животного может просто говорить о сильном желании завести, например, собаку, а может свидетельствовать о проблемах в общении, о недостатке друзей.
наличие на рисунке отца, которого у ребенка по каким-то причинам нет – желание иметь полную семью и т.д.
- солнышко на рисунке;
может не говорить о проблемах в семье, но если ребенок много времени проводит вне дома (в садике, в кружках, с няней) и недостаточно много в кругу семьи, - то это свидетельствует о недостатке внимания, одобрения, ласки
- наличие всех частей лица, пропорции фигуры;
Например:
- акцентированный рот и зубы у кого-то из членов семьи говорит о том, что ребенка часто ругают, критикуют, относятся к нему агрессивно.
- отсутствие ушей: ребенка не слышат, в семье не слышат и не слушают друг друга.
- длинные руки: могут говорить об агрессии, о том, что ребенка наказывают физически.
- наличие предметов интерьера, вещей между членами семьи, характер занятости членов семьи;
Например:
- мама, дети, бабушка рядом, а папа сидит за компьютером, - папа мало времени занимается с детьми.
- мама и ребенок, между которыми находится книга, телевизор, стиральная машина, – мама загружена бытом либо недостаточно близка с ребенком.
Можно предложить ребенку нарисовать членов семьи каждого каким-то одним цветом, одинаковый цвет можно использовать для нескольких членов семьи.
Красный, черный – агрессия, конфликт, неприятие, проблемы в общении, обида, гнев. Красный может также свидетельствовать о любви, скрытой сексуальности
Зеленый, желтый, голубой, оранжевый – доброжелательное, дружеское отношение, доверие, взаимопонимание.
Синий, коричневый, серый – равнодушие, отчужденность, отрицание, одиночество.
Нужно помнить о том, что каждый ребенок индивидуален, каждый воспринимает мир по-своему, поэтому при анализе рисунка нужно учитывать, что не очень хорошие навыки рисования, спешка, небрежность могут привести к ухудшению качества рисунка и не обязательно свидетельствуют о серьезных проблемах в семье или нелюбви ребенка к вам.
Нет комментариев