Русские умирают, но не сдаются! Как спасали полковые знамена
Слово «знамя» произошло от «знамение». Так называли древнерусские стяги с вышитым ликом Христа-Спасителя (с XIV века). Позднее слово «стяг» вышло из употребления, осталось «знамя».
Первые знамена стали применяться в армии Египта. Культ знамени был доведён до максимальных высот в республиканском и имперском Риме. Каждый отряд римлян имел своего собственного орла на шесте (аналог знамени).
Фото 1:
В головы и души солдат десятилетиями вбивалось преклонение перед этими символами. Мелкие военачальники-центурионы (аналог младшего командного состава) для организации атаки в безнадёжных ситуациях даже бросали значок подразделения в гущу врагов. И римские солдаты бросались в самоубийственную атаку ради спасения отрядного символа.
Рим канул в небытие. Но от него остались законы и обычаи, составившие основу законодательства множества стран. Это же касается и знаменного права.
Фото 2: Захваченное Советское знамя вначале войны.
Во многих армиях мира знамя – это символ чести и доблести воинского подразделения. Его захват врагом – это позор для части, которая после такого случая расформировывается. А виновные в захвате осуждаются военным трибуналом. В безвыходной ситуации командованию части предписывалось уничтожить знамя, чтобы исключить его захват врагом. Недаром во многих военизированных играх цель – захват вражеского знамени.
Фото 3:
На Восточном фронте вермахт, собравший во время французской и польской кампаний внушительную коллекцию вражеских штандартов, столкнулся с неожиданной для себя ситуацией. Даже уничтожая полностью какую-либо советскую воинскую часть её знамя, как правило, захватить не удавалось. Советские солдаты жили по заветам отцов и дедов.
ДУША - БОГУ, СЕРДЦЕ - ОТЕЧЕСТВУ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!
Русские умирают, но не сдаются!
Знамя для воинской части – олицетворение её чести. Полк можно было уничтожить, но не победить. Последние уцелевшие воины выносили знамёна на себе, пробиваясь к своим.
В тылу уничтоженные части комплектовались заново (возрождались, аки птица Феникс) и с сохраненным знаменем вновь шли в бой.
В безвыходных ситуациях боевые знамена спасали местные жители, пряча знамена или передавая их партизанам для вывоза на Большую землю. С началом отступления немцев такие припрятанные реликвии уцелевшие солдаты стали массово передавать в тыл.
Фото 4:
Необычное наименование некоторых советских воинских частей «дважды Краснознаменная» как раз с такими возвратами знамен и связана. Например, 24-я Самаро-Ульяновская стрелковая дивизия, вошедшая в историю под наименование Железной, была окружена в Белоруссии и практически полностью уничтожена. Знамя части унес на себе старший политрук Барбашев. С двумя уцелевшими бойцами они просочились через немецкие заслоны и устремились к своим.
Около деревни Анютино (Могилевский район) крошечный отряд наткнулся на немцев и был уничтожен. Местный житель Дмитрий Тяпин с соседом ночью пошли хоронить героев, обнаружили знамя и сберегли реликвию.
Через два года командованию части, освободившей село, была рассказана эта история. Из вскрытой могилы героев извлекли сохранившееся знамя.
Погибшие были идентифицированы и перезахоронены с воинскими почестями. А через некоторое время приказом маршала Василевского 24-й дивизии было возвращено потерянное и найденное знамя, а также почетное наименование Железной. Впредь эта дивизия именовалась дважды Краснознаменной.
Спаситель знамени, ветеран русско-японской и Первой мировой, был награжден орденом Красного Знамени и навечно внесён в списки части. Причем ветеран не захотел быть «фиктивным» воином, а реально присоединился к «своему» полку, закончив войну в Праге в должности старшины.
Источник: СКАЗАНИЯ С ЗЁЗОМ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев