Сейчас аккаунта в какой-либо социальной сети нет разве что у самых ленивых. Популярность виртуального общения в последние годы достигал такого уровня, что реальные люди любителям «повисеть» в социальной сети становятся просто неинтересны.
Многие взрослые люди попадают в психологическую зависимость от виртуального общения. Что же говорить о детях, просиживающих у компьютера дни напролет. Главной опасностью виртуального общения в социальных сетях является то, что все качества и достижения, которые здесь ценятся высоко, в реальной жизни совершенно не актуальны. В результате такого несоответствия увеличивается разрыв между виртуальным миром и жизнью реальной. Это приводит к неумению общаться и взаимодействовать с реальными людьми. Дети под влиянием общения в социальных сетях зачастую в реальности становятся замкнутыми, стремятся изменить в себе все, чтобы соответствовать придуманному образу.
Такое поведение порождает множество комплексов и переживаний, которые наносят вред психическому здоровью детей. Родительский контроль в интернете, а также участие родных людей в жизни ребенка в данной ситуации просто необходимы. Если ребенок слишком много времени уделяет общению в интернете с людьми, с которыми в реальной жизни он не знаком, понимание и поддержка семьи и родителей дадут возможность вернуться в реальность безболезненно. Ребенок должен ощущать себя нужным и любимым не только среди виртуальных «друзей», но и в настоящем обществе. Виртуальное общение только тогда может стать ненужным, когда реальная жизнь станет более интересной и насыщенной хорошими событиями.
Социальные сети помимо «отречения» от реального мира могут нести и другую опасность. Именно дети чаще всего становятся участниками различных группировок ведущих противозаконный и аморальный образ жизни. Люди, навязывающие свое мнение в виртуальном пространстве могут повлиять на ребенка психологически. Особенно вредному влиянию подвержены подростки, находящиеся на стадии «поиска смысла жизни». По мнению работников Intellicraft защитить подрастающее поколение от подобного рода опасности в сети может блокировка рекламы, а также контроль трафика. Такое «вмешательство» в жизнь подростка может значительно снизить риск его попадания под психологическое влияние мошенников и представителей нетрадиционных взглядов.
Ученые всего мира изучают вопрос, как современные медиа влияют на мозг человека и детей в частности. Баронесса Сьюзан Гринфилд, одна из ведущих британских ученых в области физиологии мозга, рассказывает о влиянии социальных сетей на наших детей и чем отличается поколение читающих детей от поколения фэйсбука и вконтакте.
Баронесса Сьюзан Гринфилд
Каждая личность уникальна, с самого детства мы абсолютно разные. И дело не во внешности. В современном мире почти каждый человеческий орган уже заменим, но мозг уникален и на всей планете не найдется такого же, как у вас. У каждого человека за первые 2 года образуется абсолютно уникальный паттерн, за счет связей между клетками. Сознание формируется за счет этих связей на протяжении всей жизни. И среда в которой растет человек очень важна, это все то что будет отпечатываться, все то, что будет формировать сознание и картинку мира.
Мозг человека
Не будем повторяться, что видео с экрана, а точнее любая информация с экрана, среда оказывает огромное влияние на человеческий мозг, изменяет сознание. Ученые сейчас изучают все плюсы и минусы и, безусловно, негативных влияний множество.
Совсем недавно был проведен эксперимент с пианино. Три группы испытуемых, первая группа просто смотрела на рояль, вторая — учила гаммы, третья группа представляла, что играет на рояле.
Мозговая активность третьей группы были почти такие же, как у второй, т.е. у тех, кто непосредственно играл на пианино. Из чего следует вывод – даже просто воображаемое действие влияет на развитие и структуру мозга.
Снижение эмпатии
Чем опасны социальные сети для детей? Одна из опасностей – снижение эмпатии, неумение сопереживать.
Дети, выросшие в социальных сетях, утрачивают навыки межличностного общения — они не умеют краснеть, прикасаться друг к другу, давать спонтанную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и вести диалог. Комментарии и общение он-лайн, это все имитация реального эмоционального диалога.
Воспринимая другого человека, впечатление о нем складывается на 70% из невербальной информации, пока так работает человеческий мозг. Так что, общаясь в соцсетях, мы замыкаемся в двумерном пространстве.
Препарат «Риталин», прописывается в Англии при расстройствах внимания — так вот, за последние десять лет его прописывают в три раза чаще, особенно молодым людям и детям. У ученых есть поводы утверждать, что это связано с компьютерами: дети, который сидят по 4 часа в день за компьютерной игрой, развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, который потом мешает ему учиться в школе.
Масштаб негативных воздействий социальных сетей, безусловно, зависит от конкретного человека, но дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире и побуждать его использовать виртуальный мир разумно, отмечает Гринфилд. В противном случае, у детей будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности.
Интересно проследить, как развивалось общение людей в интернете. В 1999 году люди писали в Livejournal, что у них есть кот, в 2004-м — выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в твиттер раз в час о том, что их кот чихнул.
Появилась возможность и люди начинали говорить друг другу о том, что никому и не нужно знать. Пользователи соцсетей как маленькие дети. Они как будто говорят маме: «Посмотри, я уже умею одевать колготки». Более того, ждут обратной реакции, оценки, т.е. подтверждения собственного существования на Земле.
Безрассудство
Еще одна опасность соцсетей для детей в том, что человек не умеет оценивать риски. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий.
Дети и социальные сети
«Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии — удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область префронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи — она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей — от когнитивного к чувственному.»
Приведем в пример одного рабочего, который выжил после травмы в лобной части повреждением префронтальной коры головного мозга. Человек выздоровел, вышел на работу , но было трудно не заметить изменения его личности. Он стал давать обещания, которых не мог выполнить, заключать рискованные пари и проявлять сверхъестественное безрассудство. И не смотря на то, что он был физически вполне здоров, он не мог вести нормальную жизнь.
Теряется структурное мышление
Одна из основных опасностей, таящаяся в социальных сетях – отсутствие структурного мышления.
Возьмем, например, книгу. Она структурна, последовательна, есть начало, продолжение, конец. Идея развивается поступательно, как и жизнь человека, последовательна.
«Жизнь каждого из нас — тоже хронологическая последовательность, и, разумеется, на самом деле она очень сильно отличается от того, что мы выкладываем на свою страницу в facebook. То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст.»
Мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это — дикость. Зачем? Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы.
Будущая действительность
Все течет, все изменяется, с сумасшедшей скоростью. Конечно, я не буду говорить, что книги — это хорошо, а интернет — плохо.
«Я предлагаю менять программное обеспечение — разрабатывать такой софт, который учитывал бы вышеперечисленные опасности. Чтобы он, допустим, как-то развивал тот тип «длинного» внимания, который традиционно развивали в человеке книги.
В шестидесятые была популярная концепция ноосферы — и может быть, мир будущего действительно будет выглядеть, как такой единый кибернетический организм, в котором идеи не принадлежат конкретному индивидууму, а практически моментально распространяются и впитываются.
Мы не можем ничего предсказать, и важно понимать, что мы должны решить сейчас, как именно мир станет развиваться. Возможно, найдется какой-то компромисс — ваша идея третьего места описывает одну из таких моделей. Люди сидят за своими компьютерами, но постоянно находятся в среде трехмерного, живого общения — это могло бы быть просто замечательно, если бы носило массовый характер. Мы сейчас в Оксфорде развиваем систему тьюторов, которая как раз построена на совместной работе, на личном контакте.»
Баронесса Сьюзан Гринфилд - профессор колледжа Линкольна университета в Оксфорде, фармакологического факультета, ректор университета Херриот-Ватт в Эдинбурге и член Палаты лордов. В своих научных работах она специализируется на изучении физиологии работы головного мозга и влиянии современных технологий на человеческое сознание. http://www.ph4.ru/kids_sockids.php
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев