Ранние годы
История рода Абрикосовых начинается в селе Троицкое Пензенской губернии. У местных помещиков был талантливый крепостной, умевший просто блестяще делать варенье и другие сладости. Звали его Степан Николаев. В 1804 году он убедил свою барыню отпустить его с семьей на оброк в Москву. Некоторые исследователи рода Абрикосовых так красочно описывают это событие, что невольно кажется, что Степан тогда был моложе 30 лет. На самом деле Николаеву было уже 64 года. Судя по всему, он внушительную часть жизни мечтал отправиться в Москву, и вот его мечта сбылась.
Есть версия, что на оброк крепостного отправили раньше, а в 1804 году он просто смог выкупить семью. Попадается и экзотичный вариант: якобы Степан убедил барыню дать ему и семье вольную. Учитывая, что для помещиков крепостные были своего рода валютой, это почти нереально.
Как бы то ни было, в начале 19 века Николаев вместе с семьей организовал собственное производство конфет и варенья, а также небольшую лавку. Помощниками ему стали сыновья Иван и Василий. Дела вскоре пошли на лад, и их мастерство признали уже в Москве. Постепенно у них появилась собственная клиентская база: они в основном выполняли заказы на праздники и свадьбы.
Фамилию «Абрикосовы» наследники Степана Николаева получили в 1814 году. По мнению историков, их наградили ею за продажу конфет, варенья и фруктов: лучше всего у семьи кондитеров получалось делать абрикосовую пастилу. Сами Абрикосовы настаивали на том, что фамилия произошла от слова «оброк», а позже люди ее переиначили с учетом рода занятий семьи.
В 1812 году Степан Николаев умер, оставив неплохо организованное дело сыновьям. Возглавил его, судя по всему, Иван Степанович — человек, не лишенный авантюризма. Развивая семейный бизнес в пострадавшей от войны Москве, он так преуспел, что начал увеличивать штат. Вместо того чтобы нанимать новых сотрудников в столице, он отправился в родную деревню и пригласил на работу двоюродных братьев — то ли выкупил их из крепостных, то ли они уже были свободны. Произошло это в 1830 году, когда Иван Степанович был уже купцом второй гильдии и имел шанс вступить в первую.
В 1824 году у Ивана Абрикосова родился сын Алексей. Когда ему исполнилось 11 лет, отец отправил его в Практическую академию коммерческих наук. Судя по воспоминаниям, Алексей старался хорошо учиться и демонстрировал блестящий ум — в общем, подавал большие надежды. Он мог надеяться на успешное окончание академии и продолжение учебы в университете, но все вышло совершенно иначе.
В 1838 году Абрикосов-старший столкнулся с кризисом и за обучение сына платить больше не мог. Алексей отправился со студенческой скамьи на работу в контору Гофмана, который торговал сахаром и был поставщиком отца Алексея. Подростку приходилось вести счета, носить на почту письма и посылки и даже работать привратником.
Работал он, судя по всему, хорошо: после смерти главного бухгалтера конторы Гофман назначил на его место именно Алексея, и будущий предприниматель справился с должностью. Заработок он тратил по минимуму, чтобы собрать капитал на собственное дело. В 1847 году он решил уволиться и начать работать самостоятельно. Гофман поддержал бывшего помощника деньгами, советами и связями, а еще помог получить кредит в банке. Так Абрикосов смог приступить к созданию собственного кондитерского бизнеса, который в будущем станет империей.
По другой версии, Алексей хорошо зарабатывал и был вполне доволен должностью главного бухгалтера. После разорения отца Абрикосов-младший решил помочь ему восстановить семейное дело. Какое-то время всем руководил Иван Степанович, а после его смерти возглавил бизнес Алексей. Впрочем, версии вполне сочетаются. В любом случае доказано, что Гофман на первых порах помогал Алексею организовать бизнес.
В 1849 году Абрикосов женился на Агриппине Алексеевне Мусатовой, дочери табачного фабриканта. Всю жизнь она была настоящей опорой для мужа. Еще от этого брака Алексей получил пять тысяч рублей приданого, которые пустил на развитие бизнеса. У Абрикосова работало уже около 25 человек, но им нужен был постоянный контроль. Многие функции нельзя было никому перепоручать: например, поставками свежих ягод Алексей Иванович занимался сам.
Во главе кондитерского предприятия
Первое время на небольшом предприятии Абрикосова использовался только ручной труд, а сам его глава контролировал каждый аспект производства, применяя семейную рецептуру. Розничной торговлей Алексей Иванович в это время не занимался — он поставлял свои сладости более крупным игрокам. Вскоре дела пошли на лад, и оборот предприятия достиг внушительных 20 тысяч рублей в год.
Многие исследователи склонны считать, что Абрикосову попросту повезло вовремя найти подходящую нишу с небольшой конкуренцией. Это не совсем так: на кондитерском рынке хватало крупных игроков вроде Эйнема, Кудрявцевых и Бормана. Алексей Иванович первое время и не пытался с ними тягаться — вместо этого стал для кого-то из них поставщиком и прекрасно на этом зарабатывал. Продукция Абрикосова была действительно высокого качества, и, похоже, он с самого начала готовился запустить розничные продажи.
Алексей Иванович начал свою деятельность в качестве купца третьей гильдии: им он числился еще в 1852 году. В 1867 году он уже входил в первую гильдию. Продвижение Алексея Ивановича здесь отследить достаточно сложно. Многие исследователи указывают его принадлежность к первой гильдии еще в 1850-х годах, а это маловероятно, особенно учитывая то, что в это время он был избран старшиной третьей гильдии.
С ростом прибыли Алексей Иванович всерьез стал создавать собственный бренд. Рецептура и уникальные подходы у него уже были, и одним из главных направлений его деятельности стала реклама. Большей частью его аудитории были дети, и Абрикосов учитывал их интересы в продвижении сладостей. Продукцию стали отпускать в красивых коробках, где можно было найти вкладыши, открытки, головоломки, посвященные какому-то событию или личности.
Некоторые источники утверждают, что Абрикосов придумал чуть ли не русский «Киндер Сюрприз», когда о подобном еще никто не задумывался. По словам одного из потомков предпринимателя, Д. П. Абрикосова, внутри шоколадных яиц, производимых фирмой, были спрятаны игрушки из бумаги или красивые картинки. Впрочем, не одними «Киндер Сюрпризами» жил бизнес Алексея Ивановича. Он первым стал выпускать всем известные фигурки шоколадных зайцев и Дедов Морозов, запакованных в фольгу. Некоторые упаковки походили на произведения искусства, и некоторые покупатели их коллекционировали.
Предприниматель использовал для продвижения и обычную рекламу: информация о новинках появлялась во всевозможных газетах. О сладостях сообщали афиши, каталоги, буклеты, плакаты — причем реклама шла от лица вымышленных персонажей и разных зверей. Алексей Иванович был новатором в своем деле и сочетал оригинальные русские рецепты — огромное разнообразие варенья и пастилы — с привезенными из-за границы. В ассортименте было более 700 наименований, и часть из них мы знаем до сих пор: например, те же «Гусиные лапки».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 19
Остальные сыновья Алексея Ивановича также оправдывали доверие отца, с успехом выполняя возложенные на них функции. Иван Алексеевич, который должен был расширять семейный бизнес, открывал новые и новые магазины, располагая их в самых популярных местах Москвы, в том числе и в Солодовниковском пассаже. Он же изучал кондитерское дело в других странах мира. Во время своих европейский путешествий Иван Алексеевич по совету отца договорился...ЕщёЗакончить начатое взялся один из сыновей предпринимателя Владимир Алексеевич. Вместе со специалистами он изучил особенности консервирования фруктов и овощей и добился значительных результатов. В 1895 году к Крымской фабрике докупили сахарный завод, а производство в этом регионе позволило оставить конкурентов далеко позади. Попадается интересная, но ничем не подтвержденная версия событий, по которой передача фабрики сыновьям была хитрым планом Алексея Ивановича. Предприниматель будто бы готовился открыть фабрику в Крыму и одновременно запутывал конкурентов.
Остальные сыновья Алексея Ивановича также оправдывали доверие отца, с успехом выполняя возложенные на них функции. Иван Алексеевич, который должен был расширять семейный бизнес, открывал новые и новые магазины, располагая их в самых популярных местах Москвы, в том числе и в Солодовниковском пассаже. Он же изучал кондитерское дело в других странах мира. Во время своих европейский путешествий Иван Алексеевич по совету отца договорился с иностранными типографиями, и те обеспечили знаменитым конфетным вкладышам высокое качество оформления. Весомую часть рисунков все же создавали в России: для этого нанимали художников, а возглавлял их зять Алексея Ивановича, художник Федор Шемякин.
Находчивые Абрикосовы знали, чем завлечь покупателей, и придумывали для продвижения оригинальные приемы. В 1880 году в газетах распространился слух, что в одном из магазинов сети Абрикосовых все женщины блондинки, а в другом — брюнетки. На деле это было не так, но клиентов стало больше.
Активная работа сыновей освободила Абрикосову немного времени, и он решил занять себя чайной торговлей. Некоторые источники утверждают, что дело началось еще в 1874 году, когда к Абрикосову обратились братья Поповы с бизнес-идеей — ввозить чай из Китая не по суше, как делали остальные, а морем через Одессу. Замысел Поповых должен был сэкономить время на перевозку, но в то время эту отрасль практически монополизировали Перловы, и соперничать с ними мог не каждый купец.
Абрикосов дал братьям денег, а сам задумался, как войти в этот бизнес на более безопасных условиях. Он успел стать одним из основателей страхового общества « Якорь», среди учредителей которого числились крупные предприниматели вроде Боткина, Солдатенкова и Вогау. Устав страхового общества подписал сам Александр II — как говорят, благодаря Абрикосову. Уставный капитал «Якоря» составлял 2,5 млн рублей.
В 1862 году Алексея Ивановича выбрали председателем совета Практической академии коммерческих наук, которую он в свое время не успел окончить. Одним из главных деяний Алексея Ивановича на этом посту было уже описанное открытие банка Московского купеческого общества взаимного кредита. Долгое время это был один из крупнейших банков в Москве, а 5% прибыли он отдавал академии, которая волей Абрикосова входила в число его учредителей. Неудивительно, что в 1878 году Алексей Иванович был выбран председателем совета.
Абрикосов стремился сделать экономическое образование доступным для всех и запускал различные стипендиальные программы. За время его руководства в академии выучилась целая плеяда известных людей: наследники крупных купеческих родов, будущие видные финансисты, даже режиссеры и архитекторы. Экономический акцент не сужал кругозор студентов — здесь изучались и другие дисциплины, а уклон был на иностранные языки.
Тот не смог отказать председателю, да и проект был интересным. Алексеев год изучал систему высшего образования в Европе, а после вместе с другими сотрудниками академии составил программу, как реформировать учебные заведения, и направил ее в Министерство образования. На ее основе в 1903 году началось создание системы коммерческого образования. Правда, Абрикосов к этому времени уже ушел с должности председателя: в 1897 году он подал прошение об отставке. Его пытались уговорить остаться, но Алексей Иванович не передумал. Никакого конфликта или скандала в этом решении не было — сам он объяснил уход тем, что постарел и больше не может эффективно выполнять свои обязанности.
После ухода из академии Алексей Иванович еще некоторое время занимался собственным бизнесом. К началу 1890-х годов фирма Абрикосова была одним из пяти крупнейших кондитерских предприятий в Российской империи. По продукции она по-прежнему лидировала и открывала в отрасли новые методы. Например, еще в 1882 году фирма запатентовала машину, упрощающую производство мармелада. Новое важное открытие было сделано в начале 1890-х, когда Алексей Иванович открыл при фабрике «лабораторию» и стал приглашать специалистов. Здесь наконец разгадали секрет иностранных фирм, которые особым способом производили глазированные фрукты.
С началом 20 века Алексей Иванович в силу возраста все больше отстранялся от семейного дела и передавал работу сыновьям. Некоторые считают, что окончательно он ушел из бизнеса в 1901 году, после смерти жены. Алексей Иванович взялся выполнить ее завещание, по которому 100 тысяч рублей было отдано на строительство роддома. В 1904 году не стало и Алексея Ивановича. После себя он оставил крупный кондитерский концерн и множество наследников, среди которых были уже внуки и правнуки.
Последним главой предприятия стал Сергей Николаевич Абрикосов, семейный бизнес при нем вновь стал набирать обороты. За годы руководства Сергей Николаевич переоборудовал производство, открыл несколько филиалов фабрик и при этом еще активно действовал на общественных началах. Перед самой революцией уставный капитал товарищества достиг 4 млн рублей.
Национализация предприятий после прихода к власти большевиков поставила точку в истории Абрикосовых как кондитерских фабрикантов. Пути прежде сплоченного рода разошлись. Сергей Николаевич эмигрировал в Париж, часть родственников последовала его примеру. Другие остались в России и...ЕщёУ предпринимателя было 22 ребенка, а в начале 1900-х клан Абрикосовых, по мнению некоторых исследователей, насчитывал более 100 человек. После смерти Алексея Ивановича семейным делом управляли сыновья. Есть информация, что в 1907 году начался кризис кондитерской отрасли и московскую фабрику забрали за долги, но Абрикосовы вскоре наладили работу и вернули утраченное.
Последним главой предприятия стал Сергей Николаевич Абрикосов, семейный бизнес при нем вновь стал набирать обороты. За годы руководства Сергей Николаевич переоборудовал производство, открыл несколько филиалов фабрик и при этом еще активно действовал на общественных началах. Перед самой революцией уставный капитал товарищества достиг 4 млн рублей.
Национализация предприятий после прихода к власти большевиков поставила точку в истории Абрикосовых как кондитерских фабрикантов. Пути прежде сплоченного рода разошлись. Сергей Николаевич эмигрировал в Париж, часть родственников последовала его примеру. Другие остались в России и стали работать уже на благо СССР. Среди них, например, полный тезка своего прадеда Алексей Иванович Абрикосов, который стал патологоанатомом и участвовал в бальзамировании тел Ленина и Сталина.