«Два самых дорогих для меня комментария, которые мы, к счастью, часто слышали от посетителей на выставке звучали так «Неужели это керамика?" и «Никогда не думала, что керамика может быть такой».
Руководствуясь этими вопросами, я и выбрала самый значимый для меня предмет на выставке. Любимый выбрать невозможно - все они дороги, все за полгода ежедневных встреч стали родными. А самый важный - он один, тот, с которого началась моя личная история с керамикой. Так как я в целом отвечаю на выставке за истории, будет честно под её занавес рассказать собственную. В надежде, что для каждого из наших посетителей на «Керамике. Парадоксы» нашёлся тот экспонат, который заставил остановиться, задуматься, потерять дар речи от восторга, вернуться на выставку ещё раз.
Меня керамическая молния ударила в Гаврилов Яме, в «Садах Аурики». Я была там по делам, очень далеким от керамики, почти случайно оказалась на экскурсии. Неожиданно увидела эту работу французского художника Бориса Каппа. И пропала.
Если сейчас попытаться разложить волшебство и магию на составляющие, то как по мне, дело в удивительном, почти недосягаемом балансе между идеей и техникой.
Давайте сначала про идею. Представьте себе выставку, зал, в котором художник, в буквальном смысле демиург, представляет свою рукотворную вселенную. Планеты, на каждой из которых - дом, который ждёт своих людей, зажигая по вечерам свет, чтобы его было проще найти. Или не ждет, по-разному бывает у домов и людей. Планеты эти созданы художником в разных странах и городах, вдохновленные местами и людьми. Не нужно искать в них этнографических подробностей, это слишком буквально. Но можно - отпечатки впечатлений, радостного удивления, неожиданного узнавания, близости или одиночества. Не знаю как у вас, но у меня захватывает дух.
И не в меньшей степени у меня захватывает дух от технического мастерства автора. Если вы пробовали когда-нибудь лепить из глины, то знаете, что это материал с характером, и он далеко не каждому художнику отзывается, далеко не с каждым вступает в диалог. Борису Каппу глина подчиняется. Она не спорит с демиургом. Он экспериментирует с фактурой, добавляя в глину чужеродные элементы. Оксиды отвечают за цвет. Ну и высокий дровяной обжиг гарантирует процессу неожиданность - результат может оказаться для художника абсолютным сюрпризом.
К концу выставки я поняла, почему нестерпимо иногда нужно потрогать керамику руками. Потому что ты так заземляешься, помогаешь себе пережить избыток впечатлений от встречи с настоящим. В музее предметы трогать руками нельзя. Но можно в мастерских художников. Можно завести себе специальную чашку, которая будет примирять с утром. Или вазу, которой не нужны цветы для того, чтобы вас радовать. Или повесить на стену пласт, при взгляде на который вы каждый раз улыбаетесь. Заведите себе керамику, она делает жизнь лучше».
Юлия Киселева, культуролог, сокуратор выставки «Керамика. Парадоксы».
На фото: Композиция «Хижина №32». Борис Капп. 2016. Франция. Шамот, фарфор, стекло, глазури; высокий дровяной обжиг ноборигама.
Нет комментариев