...Одинъ нзъ наиболѣе распространенных мотивовъ, встрѣчаемыхъ въ народномъ эпосѣ индоевропейскихъ илемень. — это споръ и состязаніе громовннка съ великаномь или демономъ:
кто изъ нихъ сильнѣе?
Опыты своей силы они заявляютъ бросаніемъ скалъ, богатырскимъ свистомъ, могучими ударами, пожираніемъ яствъ и поглощеніемъ напитковъ.
Въ этомъ отношеніи чрезвычайно любопытна русская сказка
«о батракѣ и чортѣ»,
нечуждая впрочемъ и другимъ народамъ...
Въ разныхъ мѣстностяхъ она передается съ разнообразными отмѣнами; при развитіи ея основной мысли, Фантазія допустила два главный видонзмѣненія:
въ одномъ разрядѣ варіантовъ герои сказки не отличается особенною крѣпостью мышцъ, и если беретъ верхъ надъ ортомъ, то единственно хитростью;
въ другиъ же варіантахъ — Фантазія надѣляетъ его, вмѣстѣ съ хитростью, и необычайной сверхъестественной с и л о ю,
вслѣдствіе чего онъ сближается съ богатырями стихійной породы:
удары его также стремительны и страшны, какъ удары грома.
Русское преданіе даетъ этому герою знаменательное имя Балда,
что прямо свидѣтельствуетъ за его близкое сродство
съ Перуномъ и Торомъ. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Слово балда
(отъ санскр. bhаг — bhаl—разить, ударять, рубить;
отъ того же корня происходятъ: болтъ и булава)
означаетъ: большой молотъ. колотушка, дубинка, палица *).
Афанасьев.
Картинки по Сказке о попе и о работнике его Балде -
Александра Сергеевича Пушкина
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев