Заниятие по программе «Радуга»
Алгоритм занятия по познавательному развитию программы «Радуга», выстроенный
на основе содержания, подложенного авторами, может выглядеть таким образом:
Алгоритм занятия по познавательному развитию программы «Радуга», выстроенный
на основе содержания, подложенного авторами, может выглядеть таким образом:
1 – Игровая мотивация.
2 – Игры и творческие задания на развитие системного мышления.
3 – Физкультминутка на основе одного из творческих заданий по работе с признаками. (По типу «Диспетчер»).
4 – Игры и творческие задания на развитие системного мышления, понимания модели Элемент – Имя признака – Значение признака.
5 – Решение творческой задачи.
6 – Рефлексия.
Таблица 1. Обогащение плана занятия по программе «Радуга» путем
использования ОТСМ-ТРИЗ технологии
По программе «Радуга»
1.Вопросы к детям
2.Игровое задание
«Отбери картинки»
(классификация:
природные и
рукотворные объекты)
3.Физкультминутка
4.Работа с панно
«Природа Земли»
(классификация: живые –
неживые объекты)
5.Игровое упражнение
«Путаница»
(классификация: мир
растений и мир
животных)
6.Итог занятия -
воспитатель
По программе «Радуга» с
использованием приемов ОТСМ,
ТРИЗ и РТВ
1.Игра «Ты моя частичка»
.
2.Игровая мотивация
3.Игра «Цепочка»
4.Игра «Я возьму тебя с
собой»
5.Игра «Мир вокруг нас»
6.Работа с панно
«Природа земли»
7.Игра «Я буду с тобой
дружить»
8.Физкультминутка
9.Работа с моделью мира
10.Игровое упражнение
«Путаница»
11.Решение творческой
задачи «Лес»
12.Рефлексия
Занятие по программе «Детство»
Принципиальным отличием алгоритма от традиционного занятия мы считаем то, что
дети, благодаря обобщенной модели рассказа по картине, всегда знают, на каком этапе
составления рассказа они находятся, независимо от шага, проходимого на конкретном
занятии.
Таблица 2. Обогащение плана занятия по программе «Детство» путем
использования ОТСМ-ТРИЗ технологии
По программе «Детство»
1.Рассматривание картины.
2.Вопросы к детям.
3.Рассказ ребенка по картине.
4.Рассказ из личного опыта
ребенка (по аналогии с
содержанием картины).
5.Физкультминутка.
6.Игра «Один - много».
7.Игра «Угадай, что за зверь».
8.Итог занятия.
По программе «Детство» с
использованием приемов ОТСМ,
ТРИЗ и РТВ
1.Игра «Теремок». (Развитие
системного мышления, работа с
признаками).
2.Игры с волшебниками «Я ощущаю
руками», «Я слышу», «Я чувствую
запахи».
3.Игра «Волшебник «Объединений».
4.Игровая мотивация.
5.Работа с «волшебной дорожкой»
(Обобщенная творческого модель
рассказа на основе картины)
6.Физкультминутка.
7.Игровое упражнение на закрепление
произношения звука П.
8.Продолжение работы с «волшебной
дорожкой».
9.Игра «Хорошо - плохо».
10.Рассказ ребенка.
11.Рефлексия.
12.Поощрение.
Если проанализировать полученные алгоритмы занятий, то мы увидим, что они
строятся по определенному принципу. Воспитатель сам может сконструировать занятие под
любую программную цель. Подходы к построению развивающего занятия вот уже несколько
лет разрабатываются дошкольными образовательными учреждениями, ведущими
экспериментальную деятельность по применению ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.
Основная функция занятия – развитие ребенка, поэтому большей частью оно должно
состоять из действий поискового характера. Развивающим занятие можно назвать, если
ребенок в процессе поиска присваивает определенный способ познания мира. Без мотива
сделать это невозможно. Грамотно заложенная мотивация «опосредствует результаты
деятельности на всех ее уровнях, влияет на операционную структуру деятельности, на
количественные и качественные ее показатели». (Леонтьев А. А.)
Именно поэтому вводная часть у малышей и старших дошкольников должна
основываться на мотиве. Мотивы имеют возрастную градацию:
1. Тайна (разобраться, раскрыть неизвестное) - возможно с середины второй младшей
группой
2. Помощь: спасти кого-то, помочь кому-то. Используем во всех возрастах, только объекты,
нуждающиеся в помощи должны быть разными.
3. Общение: познакомиться, подружиться с кем-то. Использование возможно с 4,5 лет на
осознанном уровне.
4. Красота или порядок: красота - есть определенный порядок (соотношение формы, цвета и
т.д.). Возможно использовать как мотив, с 3, 5 лет.
5. Познание: что-то узнать (отправиться в путешествие, рассказать сказку кому-то, чтобы
было интересно) и т.д. Возможно использование в качестве мотива с 5-5,5 лет.
Основная часть занятия фактически повторяет алгоритм организации творческой
деятельности: 1. Умение ставить цель – ребенок сам себе ставит цель. (она должна быть принята
ребенком). От цели всей группы педагог продвигается к цели одного ребенка.
2. План (а как ты будешь делать?). Разработка алгоритма «думания».
3. Действия по реализации плана. Во время действий важно дать определенную свободу.
Форма организации занятия может быть групповая, подгрупповая (по 2-6 детей),
подгруппы соревнуются между собой, и постепенно идет переход к индивидуальной
форме реализации плана. Важно, чтобы дети усвоили правила сотрудничества, умели
договариваться между собой.
4. Заключительная часть занятия – рефлексия – осознание способов собственной
деятельности.
Оправдывают себя и разработанные педагогами алгоритмы занятий «по предметам»
(развитие речи, обучение грамоте, математика и т. д.) на основе использования ОТСМ –
ТРИЗ – РТВ. Например, занятия по обучению грамоте строятся по единому алгоритму,
который отражает иерархию (а это своего рода обобщенная модель) русского языка – от
звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту. На
каждый из шагов алгоритма разработаны творческие задания, которые повторяются с
усложнением от занятия к занятию, при этом содержание естественным образом меняется в
зависимости от изучаемого звука и буквы. С одной стороны это создает иллюзию
«знакомости» у детей, а, значит, придает им уверенности в своих силах, а с другой стороны
предполагает достаточный для дошкольника уровень новизны, который помогают
поддерживать элементы исследовательской деятельности, используемые на занятии.
В процессе поисково-исследовательской деятельности методического объединения
нами были доказаны следующие положения:
• Использование ОТСМ – ТРИЗ – РТВ оправданно и необходимо в работе дошкольных
учреждений: для развития детей, профессионального роста педагогов и развития
методической службы.
• Использование методов и приемов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ помогает комплексным
программам (как части дидактики), выйти на более высокий уровень – когда мы не
увеличиваем объем информации, не удлиняем времени ученичества, а учим детей
способам обработки информации, умению применять ЗУНы в новых условиях.
• В каждой программе свои ресурсы, соответственно и место применения технологии в
каждой программе различно. Например, педагоги, работающие по «Программе
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильевой имеют широкую
возможность включать во все занятия и в совместную деятельность творческие игры и
упражнения, т.к. программа жестко не регламентирует хода занятий, дает возможность
педагогу самому сконструировать алгоритм. Используя инструментарий ТРИЗ, педагог
может провести мониторинг по разделам программы.
• Считаем возможным, целесообразным и эффективным использование методов и приемов
ОТСМ – ТРИЗ – РТВ в процессе реализации комплексных программ и необходимым
продолжить работу в данном направлении с целью создания базовых перспективных
планов.
Приложение 1. Использование элементов ОТСМ – ТРИЗ –
РТВ в рамках реализации программы Т.Н.Дороновой
«Радуга»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев