Значение рисования в жизни очень велико. Свободное рисование - это проявление творчества. Влияние рисования распространяется на нашу внутреннюю и внешнюю жизнь, хотя неосознанный человек может этого не замечать.
Терапия рисованием помогает человеку раскрыться, глубже себя осознать, переосмыслить, увидеть себя изнутри. Психологическое рисование любви, страха, беспокойства, умиротворения или прочих эмоций разного плана помогает осознать состояние психики личности в данный момент или вообще в целом. Мы применяем эту терапию, чтобы помочь человеку увидеть состояние души в самых потаенных уголках.
Человек в непринужденном состоянии рисует на листе бумаги под спокойную умиротворяющую музыку некие абстракции, используя краски разных цветов. При этом прислушивается к своей душе, которая настраивает его в данный момент на желаемые формы и цвета. Кроме того, что это весьма полезно, это еще и увлекательно. Вы можете часами сидеть на полу и, как маленький ребенок, рисовать то, что хочется, совершенно свободно и расслабленно.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Сейчас много говорят о терапии искусством, об использовании в педагогике, особенно дошкольной, изобразительной, музыкальной, театральной и рукотворческой деятельностей. Я попытаюсь в этой статье раскрыть сущность лечебно-педагогической живописи. Моя практика говорит о важности и целебности процесса рисования для маленьких детей, особенно с нарушенным развитием. Рудольф Штайнер говорил:«Художественный элемент особенно благотворно
действует на формирование воли, он построен на повторении и приносит радость…» .
В терапии искусством выбор делается между лепкой, рисованием форм, живописью, театром и музыкой. Каждая художественная деятельность имеет определённое воздействие на душевную сферу, благодаря которому душа страдает или исцеляется. Работа с цветом и водой обычно освобождает и открывает. Живопись означает обогащение мира образов. Имея дело с цветом, мы усилив
...ЕщёСейчас много говорят о терапии искусством, об использовании в педагогике, особенно дошкольной, изобразительной, музыкальной, театральной и рукотворческой деятельностей. Я попытаюсь в этой статье раскрыть сущность лечебно-педагогической живописи. Моя практика говорит о важности и целебности процесса рисования для маленьких детей, особенно с нарушенным развитием. Рудольф Штайнер говорил:«Художественный элемент особенно благотворно
действует на формирование воли, он построен на повторении и приносит радость…» .
В терапии искусством выбор делается между лепкой, рисованием форм, живописью, театром и музыкой. Каждая художественная деятельность имеет определённое воздействие на душевную сферу, благодаря которому душа страдает или исцеляется. Работа с цветом и водой обычно освобождает и открывает. Живопись означает обогащение мира образов. Имея дело с цветом, мы усиливаем качество чувства или чувствительности. В книге «О духовном в искусстве» Василий Кандинский говорит о цвете, художнике и живописи следующее: « Вообще-то, цвет по-своему является средством прямого воздействия на душу. Цвет – это клавиша. Глаз – молоточек. Душа-это многострунное фортепиано. Художник – рука, играющая на той или иной клавише, которая постоянно создаёт вибрации человеческой души». Мир ребёнка – это мир цвета. То, что видит ребёнок, включая цвет, имеет прямое воздействие на формирование его тела. Цвет влияет на то, как вбираются впечатления. Цвет как способ терапии изучается и применяется на практике. Если мы будем рассматривать человека как жителя трёх миров (своим телом он принадлежит к физическому миру, своей душой – к душевному миру, своим духом – к духовному миру), то душа несёт земной опыт в духовный мир и превращает импульсы духовного мира в поступки в земном существовании. Как душа живёт между духом и веществом, так и цвет живёт между светом и темнотой. «Цвет – это явление середины. Рисование – процесс дыхания души».
Терапевтическое рисование – это лечение цветом и движением (ритмом и направлением). За основу рассмотрения какого-либо нарушения выбраны принципы, применённые в лечебно-педагогическом курсе Рудольфа Штайнера. Их сущность состоит в том, что нарушения, в сущности, имеют полярный характер и в целом для одного вида нарушений можно отыскать другой, противоположно с ним связанный. Лечебно-педагогическая помощь всегда необходима в том случае, когда «поле напряжения» двух разнонаправленных полярных функций вышло из равновесия. Стимулирование некой ослабленной функции не должно быть изолированным процессом, но всегда при этом необходимо учитывать одновременно и её противоположность. Так можно вновь приблизиться к состоянию равновесия. Для выравнивания нарушенного баланса особенно подходит терапия искусством. Лечение – это сохранение равновесия между полярностями . Полярности в области воли – гипоактивность и
...ЕщёТерапевтическое рисование – это лечение цветом и движением (ритмом и направлением). За основу рассмотрения какого-либо нарушения выбраны принципы, применённые в лечебно-педагогическом курсе Рудольфа Штайнера. Их сущность состоит в том, что нарушения, в сущности, имеют полярный характер и в целом для одного вида нарушений можно отыскать другой, противоположно с ним связанный. Лечебно-педагогическая помощь всегда необходима в том случае, когда «поле напряжения» двух разнонаправленных полярных функций вышло из равновесия. Стимулирование некой ослабленной функции не должно быть изолированным процессом, но всегда при этом необходимо учитывать одновременно и её противоположность. Так можно вновь приблизиться к состоянию равновесия. Для выравнивания нарушенного баланса особенно подходит терапия искусством. Лечение – это сохранение равновесия между полярностями . Полярности в области воли – гипоактивность и гиперактивность, в области чувств – эпилептоидность и истеричность, в области мышления – навязчивость и забывчивость. Тенденция психики к точке, к сжатости – это эпилепсия, навязчивость, слабоумие, аутичность, недостаток фантазии; тенденция психики к периферии, к растеканию – это истеричность, забывчивость, беспокойство, гиперактивность, эмоциональность, избыток фантазии.
В работе «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки» Рудольф Штайнер пишет: «Согласно духовной науке обстановка, в которой живёт нервный, легко возбудимый ребёнок, должна быть организована иначе, чем обстановка, предназначенная для апатичного, вялого ребёнка. Всё должно быть принято во внимание: от цвета стен комнаты и окружающих предметов – до цвета одежды, которую на него надевают.Возбудимого ребёнка следует растить в окружении красного и красно-жёлтого цветов, в эти же цвета должна быть окрашена и его одежда, а вокруг апатичного ребёнка должны преобладать синий и сине-зелёный цвета. Всё зависит от того, какой дополнительный цвет возникает в результате зрительного восприятия. Например, при восприятии красного цвета дополнительным цветом является зелёный, а при восприятии синего – светло-оранжевый. В этом легко убедиться, если на некоторое время сосредоточить взор на красной или синей поверхности, а затем быстро перевести его на белую п
...ЕщёВ работе «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки» Рудольф Штайнер пишет: «Согласно духовной науке обстановка, в которой живёт нервный, легко возбудимый ребёнок, должна быть организована иначе, чем обстановка, предназначенная для апатичного, вялого ребёнка. Всё должно быть принято во внимание: от цвета стен комнаты и окружающих предметов – до цвета одежды, которую на него надевают.Возбудимого ребёнка следует растить в окружении красного и красно-жёлтого цветов, в эти же цвета должна быть окрашена и его одежда, а вокруг апатичного ребёнка должны преобладать синий и сине-зелёный цвета. Всё зависит от того, какой дополнительный цвет возникает в результате зрительного восприятия. Например, при восприятии красного цвета дополнительным цветом является зелёный, а при восприятии синего – светло-оранжевый. В этом легко убедиться, если на некоторое время сосредоточить взор на красной или синей поверхности, а затем быстро перевести его на белую поверхность. Дополнительный цвет, возникающий в физических органах ребёнка, собственно, и оказывает воздействие на его организм. В возбудимом ребёнке красный цвет вызывает зелёный противообраз. Такое генерирование зелёного цвета действует успокоительно: физические органы обретают тенденцию к успокоению».
Рисование – это процесс, в котором участвуют два основных чувства: чувство зрения и чувство движения. Чтобы понять смысл лечебного рисования, необходимо узнать природу процесса зрения и процесса движения.
Прежде всего, мы ощущаем собственное движение с помощью рук и ног. Но что заставляет нас двигаться? Почему мы берём чашку в руки, почему мы идём в магазин или едем в другой город? У нас есть мотив, или цель, или план действий. С одной стороны, мы делаем что-то, потому что мы сделали такой выбор – мы выбрали эту чашку, этот магазин или этот город. С другой стороны, эта чашка привлекла нас, этот магазин нас привлёк, этот город. Что-то скрытое вызвало наш интерес. Мы имеем цель и что-то скрытое помогает нам её достичь. Мы никогда не сможем объяснить движение, не учитывая плана или цели, который за ним стоит. У каждого ребёнка за его поведением скрыта цель или мотив. Но ребёнок не умеет ещё осознавать эту цель или этот мотив. Взрослый даёт ему пример постановки цели через действие и следит за качеством своих движений. Ребёнок не способен почувствовать качество движения без упражнений в этом. Взрослый обучает ребёнка, упражняет его чувства.
<p s...ЕщёПрежде всего, мы ощущаем собственное движение с помощью рук и ног. Но что заставляет нас двигаться? Почему мы берём чашку в руки, почему мы идём в магазин или едем в другой город? У нас есть мотив, или цель, или план действий. С одной стороны, мы делаем что-то, потому что мы сделали такой выбор – мы выбрали эту чашку, этот магазин или этот город. С другой стороны, эта чашка привлекла нас, этот магазин нас привлёк, этот город. Что-то скрытое вызвало наш интерес. Мы имеем цель и что-то скрытое помогает нам её достичь. Мы никогда не сможем объяснить движение, не учитывая плана или цели, который за ним стоит. У каждого ребёнка за его поведением скрыта цель или мотив. Но ребёнок не умеет ещё осознавать эту цель или этот мотив. Взрослый даёт ему пример постановки цели через действие и следит за качеством своих движений. Ребёнок не способен почувствовать качество движения без упражнений в этом. Взрослый обучает ребёнка, упражняет его чувства.
Зрение – это процесс, который осуществляется посредством глаз. Очень важно знать природу возникновения зрения у человека. Это можно проследить в развитии глаза у эмбриона. Глаза появляются у эмбриона постепенно, и движение к их развитию исходит из области мозга. Мозг, как бы, хочет увидеть, что делается снаружи. Он проявляет любопытство и вытягивается в сторону кожи, образуя два глазных бокала. Эти выпятившиеся бокалы растут в направлении кожи. После этого начинает изменяться кожа: она вдавливается. Удивительно, что нарушая все правила образования органов чувств, мозг сам пускается в путь, для того чтобы образовать орган восприятия. Таким образом, в глазу открыто и обнажено то, что обычно скрыто внутри черепа. Мозг, который полностью закрыт, фактически ищет свет посредством глаза. Это приводит к тому, что глаза имеют цвет, поскольку они прошли путь от тьмы к свету. (Растение проходит этот путь и раскрывается цветком на свету). Мир становится для человека разноцветным. Это очень сильное переживание. Что происходит, когда вы рассматриваете какой-либо цвет? … Задействуется ваша сердечность! Как выразить цвета? Лучше всего подходит слово настроение. Красный – возбуждает активность. Оранжевый – воодушевляет, желтый – радует. Зелёный успокаивает, гармонизирует. Душа человека выражается через лицо – эмоции, настроения, состояния и даже качество мировосприятия видны в мимике, взгляде. Душа встречается с другой душой только через глаза.
Зрение тесно связано и с мышлением. Только человек думает о вещах, поэтому возможны «обманы зрения». Именно мысль определяет, что вы видите. С одной стороны, глаз является органом настроения, с другой стороны – это научный инструмент, инструмент мышления. Для маленьких детей, которые ещё не думают о чётких контурах и не мыслят понятиями, не имеет значения как нарисован предмет. Им гораздо важнее цвет.
У детей с нарушенным развитием страдают все чувства. В первую очередь те, которые начинают своё развитие первыми, сразу после рождения. Чувство собственного движения является фундаментом для развития всех познавательных процессов, особенно речи. Но у детей с трудом формируется воля. Они не умеют управлять своими движениями, не осознают мышечную работу. Также они не умеют управлять своим настроением, эмоциями. Неслаженная работа мозга, нарушение в сенсорной интеграции создают негативный эмоциональный фон у ребёнка. Его пов
...ЕщёЗрение тесно связано и с мышлением. Только человек думает о вещах, поэтому возможны «обманы зрения». Именно мысль определяет, что вы видите. С одной стороны, глаз является органом настроения, с другой стороны – это научный инструмент, инструмент мышления. Для маленьких детей, которые ещё не думают о чётких контурах и не мыслят понятиями, не имеет значения как нарисован предмет. Им гораздо важнее цвет.
У детей с нарушенным развитием страдают все чувства. В первую очередь те, которые начинают своё развитие первыми, сразу после рождения. Чувство собственного движения является фундаментом для развития всех познавательных процессов, особенно речи. Но у детей с трудом формируется воля. Они не умеют управлять своими движениями, не осознают мышечную работу. Также они не умеют управлять своим настроением, эмоциями. Неслаженная работа мозга, нарушение в сенсорной интеграции создают негативный эмоциональный фон у ребёнка. Его поведение только ухудшается с возрастом, потому что накапливаются неразвитые возможности, затормаживаются возрастные психические процессы. Ребёнку всё сложнее становится управлять собой, не развивается самосознание.
Терапевтическое рисование, как лечебно-педагогическое мероприятие, частично решает проблему нарушенного развития. Для детей дошкольного возраста оно является средством для гармоничного развития. В терапевтическом рисовании всё имеет значение. Процесс рисования организован с учётом возможностей ребёнка и его возрастных особенностей. А также важен принцип эстетичности рабочего места. Ребёнка организует то, что красиво.
Для лечебно-педагогических детей демонстрационное рисование очень важно, поэтому лечебный педагог или родитель сначала показывает рисование, а затем рисует вместе с ребёнком. Чтобы уметь рисовать, нужно научиться обращаться с водой, бумагой, красками и кистью. Чтобы научиться этим навыкам ребёнку нужен пример. Взрослый не должен легкомысленно относиться к этим занятиям. Рекомендуется накануне занятия три раза нарисовать рисунок в «тихой комнате». 1). Попытаться изобразить на бумаге то, что должно быть проработано вместе с ребёнком. 2). Несущественное опускается, существенное подчёркивается. 3). Представляйте себе, что дети уже смотрят на вас.
Требования к материалу:
Бумага формата А 3, так как мир дошкольника огромен. Это более естественный размер для него, не требует адаптационных сил. Акварельная бумага, так как прочная и может выдержать намокание и сильное движение кистью. Имеет гладкую сторону для наклеивания на стол, чтобы лист не двигался, и шершавую сторону для удержания краски, чтобы не растекалась сильно.
Кисть большая, толстая, с уплощением на конце. Ребёнок должен хорошо ощущать предмет в руке ( вес, толщина). Широкая кисть позволяет больше взять краски и задействовать меньше движений при закрашивании. Кисти лучше иметь из щетины и из меха, отличного качества. Они лучше промываются, мягче ложатся на бумагу, не оставляют проблесков. (Кисть из щетины «Гамма». Пейзаж. 114. Или из меха белки «Профи», № 16-18)
Краски акварельные художественные. Эти краски имеют такой
...ЕщёТребования к материалу:
Бумага формата А 3, так как мир дошкольника огромен. Это более естественный размер для него, не требует адаптационных сил. Акварельная бумага, так как прочная и может выдержать намокание и сильное движение кистью. Имеет гладкую сторону для наклеивания на стол, чтобы лист не двигался, и шершавую сторону для удержания краски, чтобы не растекалась сильно.
Кисть большая, толстая, с уплощением на конце. Ребёнок должен хорошо ощущать предмет в руке ( вес, толщина). Широкая кисть позволяет больше взять краски и задействовать меньше движений при закрашивании. Кисти лучше иметь из щетины и из меха, отличного качества. Они лучше промываются, мягче ложатся на бумагу, не оставляют проблесков. (Кисть из щетины «Гамма». Пейзаж. 114. Или из меха белки «Профи», № 16-18)
Краски акварельные художественные. Эти краски имеют такой химический состав, который делает цвет прозрачным, легким, дышащим. Цвет оказывает влияние и на процесс дыхания и на работу сердца. Художественная гуашь имеет много осадка и землистости в своём составе. Для терапевтического рисования её использовать не рекомендуется.
Цвета используются красный (кармин и алая), жёлтый (лимонная и жёлтая средняя), синий (ультрамарин и берлинская лазурь). Каждый в тёплом и холодном варианте. Это основные цвета, все остальные получаются при их смешивании. Лечебно-педагогическим детям важно переживание чистого цвета, он приводит «в порядок» их эмоции. Чаще начинают с красного цвета рисовать. Красный цвет – это цвет крови, тепла, цвет мышечной ткани. Красный является выражением струящейся силы, в центре которой неустанно трудится сердце. Наши мускулы – слуги нашей воли, также красные. Синий цвет – дыхание, охлаждение, покой, даже усталость. Жёлтый цвет – солнце, радость, познание.
Краски наливают в стеклянную рюмочку, чтобы было видно краску. Для одного занятия берут одну краску. Краска разведена и не требует промывания кисточки в воде. Процесс терапевтического рисования максимально «очищен» от лишних движений и задач. Ребёнок сначала наблюдает как рисует взрослый, оречевляя своё рисование простым рассказом о цвете или движения. Затем ребёнок повторяет по подражанию действия взрослого. У ребёнка появляется цель и план. Его манит краска, он хочет донести её до своего чистого листа. Взрослый должен помогать ребёнку правильно выполнять движения рукой, настаивать на правильном удержании кисточки и нанесении краски на лист. Это может вызывать протест ребёнка. Настаивайте мягко, удерживайте руку с приговорами и стихами, отвлекайте внимание ребёнка от негативных эмоций, притягивая его внимание к движению рукой:»Мягко кисточка идёт, за собой руку ведёт. А за кисточкой дорожка синяя-синяя. Ах, как дышится легко! Так спокойно, глубоко!»…
...ЕщёКраски наливают в стеклянную рюмочку, чтобы было видно краску. Для одного занятия берут одну краску. Краска разведена и не требует промывания кисточки в воде. Процесс терапевтического рисования максимально «очищен» от лишних движений и задач. Ребёнок сначала наблюдает как рисует взрослый, оречевляя своё рисование простым рассказом о цвете или движения. Затем ребёнок повторяет по подражанию действия взрослого. У ребёнка появляется цель и план. Его манит краска, он хочет донести её до своего чистого листа. Взрослый должен помогать ребёнку правильно выполнять движения рукой, настаивать на правильном удержании кисточки и нанесении краски на лист. Это может вызывать протест ребёнка. Настаивайте мягко, удерживайте руку с приговорами и стихами, отвлекайте внимание ребёнка от негативных эмоций, притягивая его внимание к движению рукой:»Мягко кисточка идёт, за собой руку ведёт. А за кисточкой дорожка синяя-синяя. Ах, как дышится легко! Так спокойно, глубоко!»… Медленный ритм помогает снять беспокойство, тревогу. Для вялых детей лучше использовать активные цвета и нарастающий ритм.
Движения при закрашивании листа ритмичные и спокойные, некоторым медленнее, некоторым быстрее. Зависит от скорости протекания у ребёнка эмоций. Эмоционально-лабильным и возбудимым – медленно. Пассивным, заторможенным – быстрее ритм. Во время движения повторяем направление или цвет, или ритм. Зависит от индивидуальной задачи. Направление (вверх, вниз, вправо, влево) символизирует направление развития психических процессов с учётом доминанты мозга и актуальной проблемы. Например, при гиперактивности полезно вести красные линии вниз и медленно. А при аутичности - синие вправо и быстро. Если стоит задача на решение именно этих проблем «гиперактивность» и «аутичность». Но для терапии скрытых психических процессов у таких детей необходимы и другие направления движений и другие цвета.
Живопись по мокрому листу. Мокрый лист позволяет накладывать краску без чёткой границы. У ребёнка ещё идёт формообразование орган
...ЕщёДвижения при закрашивании листа ритмичные и спокойные, некоторым медленнее, некоторым быстрее. Зависит от скорости протекания у ребёнка эмоций. Эмоционально-лабильным и возбудимым – медленно. Пассивным, заторможенным – быстрее ритм. Во время движения повторяем направление или цвет, или ритм. Зависит от индивидуальной задачи. Направление (вверх, вниз, вправо, влево) символизирует направление развития психических процессов с учётом доминанты мозга и актуальной проблемы. Например, при гиперактивности полезно вести красные линии вниз и медленно. А при аутичности - синие вправо и быстро. Если стоит задача на решение именно этих проблем «гиперактивность» и «аутичность». Но для терапии скрытых психических процессов у таких детей необходимы и другие направления движений и другие цвета.
Живопись по мокрому листу. Мокрый лист позволяет накладывать краску без чёткой границы. У ребёнка ещё идёт формообразование органов, поэтому чёткие границы рисунка могут негативно повлиять на здоровье органа или системы. Для истеричных детей задача, чтобы краска не растекалась, чтобы не было «луж» и вытекания за границу листа. Такие дети должны учиться брать только необходимое количество краски. Часто это актуально и для аутичных детей, которые не осознают личностные границы. Закрашивание всего листа в один цвет позволяет ребёнку лучше пережить этот цвет душевно, погрузиться в него. Цвет может развить эмоциональность у детей без эмоций. Пробудить душевные качества теплоты, сопереживания, покоя и т.д. Цвет может решать задачу настроения, или жизненного процесса (дыхание, сердечный ритм), или мыслительных процессов (активность, исследование, сравнение, воображение и т.д.).
Последовательность операций при рисовании:
1). Развести краску, приготовить кисть.
2). Искупать лист под краном с тёплой водой с двух сторон. «Тихо напеваем: Я купаю, я купаю беленький листочек. Утекает, утекает с него ручеёчек». Взять лист за уголок и дать стечь лишней воде.
3). Наложить лист на стол и разгладить его ладонями от середины к периферии. Лист прилепляется к столу без пузырей.
4). Взять кисточку, окунуть её в краску и начать накладывать краску на лист от верхнего левого угла вниз или вправо.
5). Каждое движение медленное, осознанное, прочувствованное взрослым. Это переживание обязательно перейдёт к ребёнку. Родитель, следи за своим внутренним состоянием! Душа дышит! Ребёнок этим заражается быстро или не сразу, но обязательно возьмёт состояние взрослого.
...ЕщёПоследовательность операций при рисовании:
1). Развести краску, приготовить кисть.
2). Искупать лист под краном с тёплой водой с двух сторон. «Тихо напеваем: Я купаю, я купаю беленький листочек. Утекает, утекает с него ручеёчек». Взять лист за уголок и дать стечь лишней воде.
3). Наложить лист на стол и разгладить его ладонями от середины к периферии. Лист прилепляется к столу без пузырей.
4). Взять кисточку, окунуть её в краску и начать накладывать краску на лист от верхнего левого угла вниз или вправо.
5). Каждое движение медленное, осознанное, прочувствованное взрослым. Это переживание обязательно перейдёт к ребёнку. Родитель, следи за своим внутренним состоянием! Душа дышит! Ребёнок этим заражается быстро или не сразу, но обязательно возьмёт состояние взрослого.
6). Каждое движение кистью закрашивает линию под закрашенной линией, не оставляя белых «проплешин».
7). Работа сохнет и затем вывешивается на стену с рассказом сказки об этом цвете. «В синей стране жил да был синий колокольчик…». Фантазируйте, но не слишком!
Статья Взята из блога- Марии - "Авторский проект Зеленый домик".
техника рисования акварельными красками указанная выше называется- мокрое на мокром.... можно рисовать гуашью, мелками, пастелью, карндашами, углем....... всем чем вам нравится