Статья написана по материалам известных детских психологов. Мы в ней попытаемся подсказать и перечислить все виды игрушек, необходимых развивающемуся ребенку.
Сразу следует оговориться: какое бы не было значение любой из описанных ниже игрушек, каждая предполагает хотя бы минимальное участие заинтересованного взрослого. Кроме того, ни одна из игрушек, не может быть универсальной и не сможет принести всей пользы. Ребенку нужно разнообразие игрушек, только в этом случае, каждая из них окажется эффективной.
2-5 месяцев
Погремушка. Она и развлекает, и утешает и успокаивает. Именно она знакомит ребенка с формой и цветом, ощущениями и звуком, тренирует общую координацию и отдельные движения рук. Еще с старых времен игрушка: ее знали и маленькие древние греки, и древние кельты. Берестяная, костяная, деревянная, из любых подручных материалов, когда-то, теперь пластмассовая, яркая и гигиеничная, погремушка, пожалуй, единственная игрушка, которая широко и разнообразно представленная на рынке.
5-12 месяцев
Все игрушки, рекомендуемые для этого возраста, должны служить развитию органов чувств.
Первое и главное желание ребенка — хватать. Поэтому следует дать малышу возможность хватать, держать, бросать игрушки разных форм, изготовленные из разного материала. Хорошо подходят для этой цели игрушки твердых и гладких материалов — пластмассовые кубики, и деревянные грибочки (не раскрашенные), и резиновые мячики.
В возрасте 8-10 месяцев малышу становится уже мало хватать, ему необходимо разбирать на части, бросать и ломать. Что же можно предложить: Развивающие игры для детей до года. Лучшими всего для этого периода развития подходят старинные игрушки-матрешки, некрашеные и легко разбираемые. Шероховатость и теплота дерева развивают чувствительность, возможность собирать и разбирать — координацию движений и логику.
Малыш знакомится с понятиями формы и размера. Так же большинство специалистов рекомендуют не только пластмассовые, но и деревянные кубики, а лучше набор деревянных фигур, где бы помимо кубиков были бы другие формы: кирпичики, призмы, шары и др. Желание малыша ломать, непременно должно найти удовлетворение. В разрушительной деятельности младенца нет ничего агрессивного, злого или предосудительного. Это необходимый этап роста и развития. Малыш в этом возрасте уже хочет видеть доказательство своей силы и уменья, быть причиной каких-либо событий.
1-3 года
В это период, требуется наличие разнообразных игрушек, так как в это время все органы чувств, развиваютсяи требуют себе пищи.
Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши. Большинство вкладышей для малышей снабжено ручками-гвоздиками, помогающими вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями. Если вкладыши надо учиться хватать кончиками пальцев, то цветные цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения. Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок ( белки или ежика).
Фребель для возраста 1,5 года рекомендовал кубик с дырочками во всех направлениях. Этому «второму дару» Фребеля соответствуют объемные шнуровки.
Такие игрушки способствуют развитию не только детской руке, но и пространственному мышлению. Для знакомства с последовательностью, понятиями «больше-меньше» лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. Особенностью всех перечисленных выше игрушек является еще и то, что их можно использовать не только по назначению, но и для других всевозможных развивающих игр. Так цилиндры Монтессори и фигуры Сегена послужат отличным строительным материалом. Пластмассовые части пирамидки можно бросать и забивать как мяч или шайбу, вкладыши из рамок можно обводить, а шнуровки — отличные фигурки для сюжетных игр.
Что не мало важно, для развития нуждается и детских слух.
Однообразные звуки погремушки теперь мало интересны, ребенка начинают привлекать резкие, неожиданно громкие звуки, особенно тогда , когда причиной этих звуков может стать сам малыш. Наступает время свистков и дудок, колокольчиков и барабанов(любого музыкального инструмента). Многие звуки приятные детскому уху, могут раздражать взрослых. Однако этот этап также неизбежен как этап роста. Для развития детское ухо нуждается в звуках разной силы и качества. В поисках гармонии нужно обязательно опробовать все звуковые крайности. Сейчас на рынках страны огромное количество импортных игрушек, самостоятельно исполняющих несколько мелодий.
Игры для детей 3 лет. Три года — время развивать логику ребенка. Для этой цели подойдут совершенно разные простые домино и лото. В этих играх ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрации. Карточки лото хорошо использовать и в логопедических целях. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, давая чувство безопасности и покоя. Раннее детство — это период игр на чистом воздухе с песком и водой. Так ребенок знакомится с окружающим его миром и его качествами: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для игр с песком все принадлежности давно известны: формочки, совки, ведра. Что касается игр с водой (в том числе и в ванной), то достаточно недавно появились оригинальные идеи для игрушки. Это мягкие фигурки животных, развивающие коврики и рамки-вкладыши. Они шершавые, их можно мочить, а намоченные они липнут к стенке в ванной.
3-5 лет
Возраст, в котором зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Этих фигурок должно быть много, как отдельными, так и наборами, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город.
Желательно чтобы животные были знакомы ребенку не только по книжкам ( не дикобраз и ягуар, а петух и кот), чтобы они были просты и универсальны (трудно сыграть с лошадью застывшей в беге или с фигуркой человека, изображающего человека с чемоданом — такие игрушки навязывают свой собственный сценарий, ограничивают возможности игры). Выбор куклы — дело ответственное. Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д. Многие психологи считают необходимым иметь дома и игрушки позволяющие выражать различные эмоциональные состояния ( злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.
5-10 лет
Наступило время созидать и творить. Игры для детей 5 лет должны создавать условия детскому творчеству, указывать способы его проявления. Сложная и технически изощренная игрушка может поразить оригинальностью идеи, дорогая, точно копирующая действительность, восхитит своей Реалистичностью, но и та и другая способны убить всякое самостоятельное творческое движение. Лучшим материалом, дающим импульс детскому творчеству, следует признать строительный и бросовый. Первый — это конструкторы и кубики, второй — все то, что ваш ребенок и вы, сочтете подходящим (щепки и пузырьки, коробки и пробки). Той же цели — поддержке детской творческой энергии — служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев