Освещение в пространстве метро: основные приемы и исполнение в архитектуре. Часть первая
Совершенные сочетания света в типовых проектах
Выходом постановления Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» обозначен стремительный отход от прежних установок сталинской архитектуры. Не оставалось в стороне от общегосударственных преобразований в градостроительстве и метростроение.
Во второй половине 1950-х годов специалистами института «Метрогипротранс» были разработаны типовые проекты сооружений для метро. Новые линии в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах запроектированы под землей на мелком заложении, а также в виде протяженных наземных участков с размещением инфраструктуры на поверхности земли: в выемках, на насыпях, мостах и эстакадах. Многое, если не всё, в стране строилось быстро, дешево, скромно. Итоги этой работы стали особенно заметны с открытием участков Филевской линии (1958) и Калужского радиуса (1962) в столице Советского Союза.
В строгих рамках типовых проектов активно работали представители второго поколения проектировщиков Московского метро: Марк Марковский, Янина Татаржинская, Римидалв Погребной, Александр Стрелков, Нина Алёшина, Ираида Петухова, Юрий Вдовин. При консультационной поддержке своих учителей – видных зодчих Николая Демчинского и Алексея Душкина, которого назвали «магом света», молодые мастера стремились к сохранению и приумножению успехов первых метростроителей. Модернизм, диктуя свои правила – простыми формами и прямыми линями, откровенностью сплошного остекления наземных павильонов и вестибюлей, шаблонными вариантами отделочных материалов и конструкциями световых приборов, – значительно сковал желания авторских коллективов к наполнению функциональных пространств метрополитена произведениями декоративно-прикладного искусства в дополнении с оригинальными приемами освещения. Утилитарные наземные строения станций с навесами из шифера и сборного железобетона («Студенческая», «Кутузовская», «Фили») открыты для естественного света. В вечерние часы и ночью обширно остекленные вестибюли, коридоры, прежде асфальтированные платформы освещали типовые светильники, например, СК-300 -«Светильник кольцевой», изделие из металлических колец и реек предложенное к осуществлению А.И.Дамским в 1930-е годы. Изготовление таких приборов осуществлял завод «Электролуч» в Москве (Большая Пироговская улица, 27).
В ходе реконструкции наземного участка Филёвской линии (2018–2019) создано современное архитектурное оформление, выстроены совершенно новые принципы искусственного освещения (с применением светодиодных светильников, прочих энергосберегающих технологий). Над платформами «Измайловская» и «Выхино» длинные лампы ритмично размещаются вдоль ребер бетонных конструкций широких навесов, в защитных декоративных плафонах. Общественность быстро примечала утилитарную однообразность соседних метровокзалов, в письмах прессе критически отзывалась о строениях, в которых роль архитекторов свелась к украшательству и экономии. Пассажиры практически перестали воспринимать облик станции как ориентир в пространстве метро и города.
На протяжении последующих десятилетий в тесном взаимодействии конструкторам проектов, архитекторам, художникам и скульпторам необходимо формировать запоминающийся образ каждой новой станции. Требуются: трансформации существующих типовых конструкций, создание прогрессивных элементов, разнообразие отделочных материалов, введение новых техник оформления и освещения. Синтез множества технологий эксплуатации, искусств и архитектуры, положенный в основу комплекса метрополитена, в уже далекие 1930–1940-е годы принесший именно ему мировую славу, теперь необходимо было гармонично внедрить в типовые функциональные шаблоны модернизма. Модернизм созвучен функциональной природе метро – заданному ритму его технологий движения, работающих в выверенных конструкционно-планировочных схемах (колонных, односводчатых, пилонных), в ограниченных линейных пространствах: на поверхности, под землей – на мелком и глубоком заложении, с островными и боковыми платформами. На протяжении последующих десятилетий в тесном взаимодействии конструкторам проектов, архитекторам, художникам и скульпторам необходимо формировать запоминающийся образ каждой новой станции. Требуются: трансформации существующих типовых конструкций, создание прогрессивных элементов, разнообразие отделочных материалов, введение новых техник оформления и освещения. Синтез множества технологий эксплуатации, искусств и архитектуры, положенный в основу комплекса метрополитена, в уже далекие 1930–1940-е годы принесший именно ему мировую славу, теперь необходимо было гармонично внедрить в типовые функциональные шаблоны модернизма.
Модернизм созвучен функциональной природе метро – заданному ритму его технологий движения, работающих в выверенных конструкционно-планировочных схемах (колонных, односводчатых, пилонных), в ограниченных линейных пространствах: на поверхности, под землей – на мелком и глубоком заложении, с островными и боковыми платформами.
Освещению, способному изменять объемы пространств, выделить фактуру отделочных материалов, подчеркнуть особые детали, обеспечить безопасность людей здесь определена ведущая роль – как отдельной работающей детали интерьера, самостоятельной архитектурной форме. Он призван внести в интерьеры легкость, образовать единство всех объемов сооружений метрополитена. В 1972 году пространства станций дополнили новые световые указатели: молочно-белые короба с двумя люминесцентными лампами внутри. Конструкции размещались в определенных местах (по центральной оси сводов и плоских перекрытий), в проходах между пилонами указатель часто был единственным источником света. В платформенных залах станции «Колхозная» («Сухаревская») архитектор Римидалв Погребной продемонстрировал прогрессивное решение. Гладкие бетонные своды подчеркнуты широкими световыми полосами. Это единый многосекционный плафон (стекла различных размеров в обрамлении металла), скрывающий множество люминесцентных ламп. Сдвижная конструкция вдоль всей платформы обеспечивает доступ для работы с электроприборами, оживляет пустое пространство побеленного свода. Световое решение несет динамичный ритм, заметный пассажиру-зрителю при взгляде из поезда. Архитектор действовал нестандартно и при оформлении типовых колонных конструкций мелкого заложения. Достигал на объекте повышения многих эксплуатационных качеств (уменьшение числа опор в залах, открытие большего полезного пространства пола) и глубокого образного смысла. «Текстильщики» (до реконструкции), «Улица 1905 года», «Свиблово», «Новогиреево» – это поступательное движение в совершенстве мастерства и непрерывные эксперименты. В интерьерах взаимодействуют мраморы и металлы, уникальные разноцветные стекла: смальты, стеклокристаллит.
На примере наследия Римидалва Ивановича, его ревностного отношения к стилевым решениям видится зодчий, по-настоящему скованный в рамках типовых проектов 1950-х, но с открытием новых приемов воспринявший конструкторский шаблон как простор для осуществления индивидуальных решений, которые не оставляют равнодушными.
«Мы за 60 лет ещё не научились чтить самих же себя, работавших над станциями и вестибюлями, да и не только над ними. Не понимаем того, что история хранит для будущего поколения очень много нужного и полезного, чтобы не было ненужных и бесполезных повторов, чтобы не забывали люди о находках и творческих удачах, о великолепных замыслах, часто даже неосуществлённых»[1] – обращал внимание коллег-продолжателей Римидалв Иванович Погребной, автор восемнадцати действующих станций метро.
В развитии конструкторской и образной основ своих станций к опыту Алексея Душкина обратились такие же авторы-новаторы: Александр Стрелков, Нина Алешина, Лев Попов. В 1970-е годы, спустя два десятилетия после богато декорированных светильников Абрама Дамского для станций Кольцевой линии, под существующие типы люминесцентных ламп вновь создаются индивидуально оформленные конструкции настенных бра и потолочных люстр («Пушкинская», «Авиамоторная», «Чеховская»). Настенные светильники освещают и переходы. В метро возрождается принцип единства стилевого и светового оформления в границах переходов, станций, пересадочных узлов.
Яркие контрасты подземного ренессанса
Для оформления новых колонных станций – «Пушкинская», «Авиамоторная», «Чертановская», «Римская» – найдены самобытные решения, легко скрывающие всю наготу типовых систем освещения и передающие должное настроение. Здесь видится развитие приемов оформления метро, впервые введенных Колли, Щусевым, Душкиным, Поляковым: скрытое освещение, индивидуальное оформление светильников в зависимости от назначения и мест расположения, выделение функциональных зон в пространствах (путевые залы освещаются менее ярким светом, окрашиваются в темные цвета) множество точечных светильников, присутствие самостоятельных художественных произведений. Некоторые реализованные решения оказались сложны в реальных условиях эксплуатации при дальнейшем развитии электроприборов: торшеров, малых светильников и сетевой арматуры 1930 – 1950-ых годов; щелевые световоды в центральном зале станции «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской линии и в залах станции «Чкаловская».
В 1980 году на 17 станциях Московского метрополитена было проведено детальное светотехническое обследование, по результатам которого выявились многие противоречия при формировании светового комфорта на станциях. Проектировщикам, метростроителям, эксплуатационникам и специалистам – светотехникам тогда удалось проанализировать полувековой опыт создания и содержания систем освещения в условиях метрополитена; дать рекомендации и разработать положения по дальнейшему совершенствованию приборов и систем освещения для пространств внеуличного транспорта. «Назрела необходимость внести изменения в новую редакцию СНиП «Метрополитены. Нормы проектирования», установив в качестве…
Подробнее на https://pikabu.ru/story/chast_vtoraya_10308123
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев