Часть первая
Мы продолжаем публиковать наши исторические исследования из Альманаха Музея метро, публикуем из двух частей. Автор исследования - Михаил Шульга.
Велико значение освещения в разнообразных пространствах метрополитена. Свет сопровождает и ориентирует миллионы ежедневных пассажиров. Одновременно тысячам работников он помогает выполнять сложные технологические процессы по эксплуатации и содержанию многих систем, обеспечивающих четкий ритм непрерывного движения нашего метро. Нормы освещенности для метро были прописаны в 1950-х годах в СНиП «Метрополитен». Документ был действующим до 2003 года, когда его заменили обновленными нормами СНиП 32-02-2003, а затем содержание документа было актуализировано - сводом правил СП 120.13330.2012.
Все изменения непрерывны и необходимы для повышения безопасности, достижения достаточной видимости в пространствах метро, комфортного ориентирования множества людей, единовременно находящихся в движении рядом со многими автоматическими устройствами, подвижным составом метрополитена. Яркое освещение стен и потолка создает ощущение расширения пространства. Помещение буквально «раздвигается», свет помогает справиться с психологическим дискомфортом, ощущением тревоги при нахождении людей на значительной глубине в безоконных залах. Свет наравне с широко известными отделочными материалами – мраморами, гранитами, керамикой, стеклом, металлом – является важнейшим участником в формировании единого архитектурного образа каждой станции. Цвет, излучаемый электрическими лампами различных конструкций и типов, меняет облик многих отделочных материалов и создает общее настроение людей от созерцаемого ими объекта. Встречаясь с каждой станцией, пассажир невольно отмечает: «яркая», «мрачная», «темная», «светлая»; столь разными наши уникальные подземные дворцы делает волшебник – свет.
Как видим, проблема формирования комфортного освещения в метро многолика и сложна. В разные годы архитекторы и светотехники вели непрерывный поиск таких приемов освещения, которые одновременно могли бы оживить, поддержать четкий архитектурный образ и обеспечить удобство технического содержания систем освещения в непростых условиях эксплуатации метрополитена. Библиография по теме освещения станций метро обширна и качественна. По-видимому, ее накопление началось одновременно со строительством первой очереди метро и не прекращается по настоящее время. Громадный опыт развития приборов освещения для метрополитена зафиксирован на страницах профессиональных периодических изданий. В рамках истории становления взглядов на особые задачи архитектуры метрополитенов в этой статье мы рассмотрим некоторые тенденции в создании основных и оригинальных приемов освещения пассажирских пространств внеуличного транспорта.
Первоосновы подземного света
Сложные работы по определению мест расположения метровокзалов, глубины заложения линий, выбору объемно-планировочных решений объектов и типов станционных платформ в основном завершились к весне 1934 года. Закончилось проектирование первой очереди метро. Непростая задача встала перед архитекторами при рассмотрении художественного наполнения запроектированных подземных залов одновременно: с остекленными наземными вестибюлями, лестницами и эскалаторными наклонами, просторными посадочными платформами. Необходимо было наполнить новые безоконные подземные объемы воздухом и светом – создать комфортные общественные пространства для возможности безопасного единовременного проезда сотен тысяч граждан. Впервые под городом формировались станции метрополитена – сложнейшие инженерно-технические комплексы для обслуживания пассажиров. Впервые в мировой практике каждая из них получала целостное тематическое оформление с привязкой к топонимике районов, площадей и проспектов советской столицы, что было обязательным условием и отражалось в проектах предложением разнообразных отделочных материалов и больших художественных произведений. Было очевидно: новому общественному пространству требуются особые приемы освещения.
Тогда на помощь к архитекторам пришли специалисты Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). Уже осенью 1933 года началась работа по проектированию систем освещения. Инженеры Н.В.Горбачёв и Е.С.Ратнер руководили многими направлениями этой большой работы. ВЭИ производил светотехнические расчеты, устанавливал мощность и определял места размещения отдельных светильников, разрабатывал схематические чертежи с указанием формы, габаритов и материалов. С учетом композиционного решения станций художники и архитекторы создавали эскизы декоративного оформления световых точек. Силами конструкторского бюро завода «Электросвет» и Метропроекта на основе данных ВЭИ, эскизов художника Л.А.Бродского были разработаны рабочие чертежи светильников. Отдельно от приборов освещения для основных пассажирских зон станций (наземных вестибюлей, лестничных наклонов, коридоров, платформ) специалистами Электропром ВЭТ велись изыскания по освещению служебных, технических помещений и тоннелей. С учетом мирового опыта эксплуатации, накопленного на зарубежных метрополитенах, и физических свойств света – яркости, температуры, цвета – для Московского метро советские инженеры предложили и реализовали уникальные приемы освещения.
«Пассажир метро попадает с яркоосвещенных, особенно в летний солнечный день, улиц на станцию, имеющую относительно слабое, только искусственное освещение. Для устранения такого резкого изменения уровня адаптации принята система распределения освещенностей, при которой более интенсивное освещение устраивается в надземном вестибюле. Затем освещенность постепенно снижается при переходе к платформе станции. Освещенность на платформе соответствует освещению в вагоне».
Шли годы. Многократно изменялись требования к освещенности подземных пространств, и сегодня мы не можем наблюдать этого решения в жизни. Метро было другим. В уникальном световом решении, осуществленном в первые годы эксплуатации нашего метро, свет выполнял задачи:
- создания комфортных и безопасных условий проезда большого числа людей;
- ориентирования граждан в протяженных безоконных пространствах метро;
- объединения разных по функционалу станционных пространств, значительно удаленных друг от друга, в единый инженерно-технический и архитектурно-планировочный комплекс.
Для их успешного решения были разработаны и созданы 40 типов светильников в виде плафонов различных форм и размеров, настенных бра, подвесных цилиндров и шаров, люстр, торшеров. В качестве главной светоотражающей поверхности было определено молочное стекло. Головным местом его изготовления был обозначен завод «Красный май» в городе Вышний Волочёк. Свою задачу – исключение слепящих источников света в пространствах метро – молочное стекло с успехом решает и сегодня. Однако современные световые приборы, коих огромное множество, светят много ярче, чем лампы прежних лет.
В кратчайшие сроки полностью разработанные световые конструкции предстояло запустить в производство, поэтому авторы ограничились изготовлением лишь нескольких видов изделий. Одновременно, следуя общим установкам от руководителей строительства, архитектурные мастерские, привлеченные к оформлению станций, предлагали свои оригинальные светильники. Немногие из них были осуществлены вместе с типовыми конструкциями, например торшеры для станции «Охотный ряд», нарисованные художником-архитектором Н.Г.Боровым. Поначалу непросто складывалась судьба «скрытого освещения» оно было предложено многими авторскими коллективами для первых станций. Но по какой причине такой прием впервые был осуществлен лишь на станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»)?
«Способ связан с установкой на каждой станции до 5–8 тыс. маломощных ламп. Освещение карнизным светом требует весьма тщательной отделки свода, так как незаметные обычно дефекты в отделке становятся отчетливо видимы при освещении скользящим светом от карниза». С этим критическим пояснением выступили инженеры Н.В.Горбачёв и Е.С.Ратнер на заре отечественного метростроения.
Технологии световых систем были далеки от известного нам совершенства. Но с их стремительным развитием в последующие годы отраженный свет безраздельно входит в пространства метро и с успехом освещает пассажирские зоны большинства даже самых современных станций. Этот прием одновременно обеспечивает спокойное восприятие света органами зрения, равномерное распределение освещенности в залах; свет здесь – самостоятельная архитектурная деталь, исключение которой из общего ритма разрушает всю целостность сооружения.
На станциях первых подземных трасс архитектурному осмыслению подвергались многие поверхности. Исключением не были даже плоские перекрытия станций «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Дворец Советов», «Арбатская» и «Смоленсая». На потолках при сочетании разной глубины и формы были созданы особые украшения – кессоны.
Исходящий от центра каждого квадрата, круга, прямоугольника определенной глубины свет подчеркивал границу каждой геометрической фигуры на потолке, наполнял ее площадь объемом, делая это небольшое пространство самостоятельной пластичной деталью интерьера, поддерживая заданный архитектурный ритм всего сооружения. Существование типовых светильников позволяло архитекторам образно объединить все метровокзалы в ансамбль, подчиненный движению поездов и пассажиров – единству ритма движения в метро. Вместе с индивидуальностью планировки, композиционного и светового решений в интерьерах постоянно присутствовали связующие элементы между всеми тринадцатью станциями. Единообразные светильники встречали пассажиров на каждой платформе и сопровождали в залах до самого выхода в город.
В разные годы в освещении лестничных маршей и коридоров качественно зарекомендовали себя: настенные бра, скрытые светильники. Отдельные конструкции, как, например, «световая колона» в…
Подробнее на https://pikabu.ru/story/osveshchenie_v_prostranstve_metro_osnovnyie_priemyi_i_ispolnenie_v_arkhitekture_chast_pervaya_10308076
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев