Петербург. Подпишитесь на них: https://t.me/rightherespb 11 ноября родилась Екатерина Николаевна Гейденрейх — балерина и основательница Пермского хореографического училища. Ее длинная жизнь стала зеркалом непростого времени, примером верности себе и любимому делу.
«Я родилась в Киеве, родителей своих не знаю, так как они умерли, когда я была ребёнком. Осталась я на попечении бабушки, которая переехала Петербург, где отдала меня в Петербургское театральное училище (ныне Академия Русского балета имени Вагановой)»
Окончив училище, Екатерина Гейденрейх стала танцовщицей в Мариинском театре. Она выступала в роли феи Сирени для балета «Спящая красавица», уличной танцовщицы в «Баядерке», царицы вод в сказочной постановке «Конек-горбунок».
К этому времени относятся портреты, выполненные художницей Зинаидой Серебряковой. На картине Екатерина Гейденрейх изображена в нежном и эфемерном образе — такой она появлялась перед публикой в двадцатые годы, и вплоть до 1936-го года, когда болезнь сердца вынудила ее оставить театр и посвятить себя преподаванию.
В годы блокады Екатерина Гейденрейх не уехала в эвакуацию с балетным училищем и осталась в городе, пережив страшную зиму 1941-1942. Однажды, при личном разговоре Екатерина Гейденрейх пожаловалась на проблему продовольствия в блокадном городе: обсуждали статью в «Ленинградской правде», автор которой утверждал, что ситуация скоро улучшится. Поверить этим словам Екатерина Николаевна не могла. Она заявила неосторожно, что в городе «не такое уж блестящее положение, что трудностей еще будет много».
Вероятно, на балерину донес кто-то из знакомых. Ее арестовали 2 апреля 1942 года за контрреволюционные высказывания. На допросах Екатерина Гейденрейх пыталась объяснить, что слова были сказаны в состоянии истощения и депрессии, но от сути высказываний не отказалась. Екатерина Николаевна рассказала, как тяжело было читать газетные статьи, полные неосуществимых обещаний, узнавать о вручении артистам Сталинской премии, деньги с которой могли пойти на оборону города и прорыв блокады.
Доводы не были приняты во внимание: Екатерине Гейденрейх назначили 10 лет лагерей. В ее квартире на улице Жуковского прошли обыски с конфискацией имущества. Среди прочего были конфискованы и портреты кисти Зинаиды Серебряковой. Долгое время работы считались утерянными, пока не нашлись в частных коллекциях.
Так Екатерина Гейденрейх, тяжело больная дистрофией, оказалась в Усольском лагере Молотовской (Пермской) области. К счастью, уже 5 декабря 1942 года ее освободили из заключения по инвалидности и отправили в эвакуацию в Молотов. Мы до сих пор не знаем, кто добился освобождения балерины и тем самым спас ей жизнь.
В Молотове Екатерина Гейденрейх вернулась к преподаванию, воссоединилась с ленинградскими ученицами и стала набирать на обучение новых танцовщиц. После снятия блокады училище вернулось обратно в Ленинград. Но Екатерина Гейденрейх, как пораженная в правах, вернуться в дорогой для нее город не могла. Тем не менее, она продолжала заниматься балетом в Молотове, возглавив хореографическую студию местного театра оперы и балета, и основала первое в городе хореографическое училище.
После XX съезда Екатерине Гейденрейх, наконец, удалось добиться своей реабилитации. В 1956 году она вернулась в Ленинград, который не видела долгие 13 лет. После возвращения она не оставила преподавание и воспитала целое поколение танцовщиц.
#истории


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев