Петербург»:
Электрификация страны после революции стала важнейшей частью государственной идеологии, символом советской модерности. Электричеству посвящали стихи, наэлектризованная советская Россия смотрела на граждан с плакатов. На небосклоне бесконечных экспериментов молодого советского искусства возникло искусство электрического света.
Одним из его создателей был художник и искусствовед Григорий Иосифович Гидони (1895-1937). Молодой художник-символист родом из Ковно после Октябрьской революции посвятил всего себя «искусству цвета и света, полученного путем электрической энергии». Гидони работал синтетически, совмещая научные и художественные исследования. Он получал патенты на изобретения, писал искусствоведческие книги, параллельно создавая свето-цветовое искусство.
В 1924-м году Григорий Гидони создал проект цвето-световой картины к 200-летию Академии Наук. На ней академики должны были быть правдоподобно изображены цветным электрическим светом, меняющимся во времени. А в 1926 художник придумывает цвето-световой памятник Ленину и тогда же приступает к своему самому крупному проекту — памятнику «10-летию Октябрьской Революции».
Монумент должен был состоять из серпа и молота, заключающих в себе электро-театр в форме прозрачного стеклянного глобуса. Огромный шар излучал бы свето-цветовые композиции. Монумент получил высокую оценку наркома Луначарского и должен был быть установлен в Петербурге на площади Жертв Революции (Марсово поле), но дальше макета дело не пошло.
Вплоть до своей гибели Григорий Гидони продолжал научно-художественную работу. Он мечтал уподобиться Прометею, осветить Советский Союз музыкой цвета и света. Однако с каждым годом работа все больше омрачалась бытовой нищетой.
Гидони приходилось просить средства для себя и своих детей у живущей в независимой Литве сестры, Евгении Копельман. Отсутвие какой-либо отдачи от кропотливой работы вынуждало художника думать об отъезде из Советского Союза. В письме к сестре в 1932-м он пишет:
"Я знаю, что не выживу в этих условиях я подорвал свои силы окончательно. Вести мою работу устал, не верю в то, что смогу чего-либо добиться в моих условиях жизни – следовательно, путь в Америку единственное спасение. А воспользоваться им – я не могу, не зная что – 2–3 месяца требуется на переезд – моя семья минимально не обеспечена."
Безденежье и проблемы с получением паспорта не позволили Гидони выехать не только в Америку, но и в родную Литву. В 1937 году в разгар Большого террора Гидони был обвинен в шпионаже в пользу Японии. 11 октября «советский Прометей» Григорий Гидони, был арестован, уже 10 ноября расстрелян.
Жена Григория Гидони, Вера Ивановна Раман, была арестована сразу после расстрела мужа и до 1943 года отбывала ссылку в Башкортостане. Старший сын художника Клер умер в 1942-м году в блокадном Ленинграде. Их младший сын Александр оказался в детдоме и был чудом вывезен из блокадного Ленинграда.
После освобождения Вера Раман разыскала сына Александра в эвакуированном детдоме. С клеймом члена семьи «изменника родины» они жили без средств к существованию. Чтобы получить ленинградскую прописку и добыть еду, Вера Ивановна пошла на непосильную для нее работу землекопом и в возрасте 48 лет скончалась. Александр Гидони стал диссидентом, отбывавшим срок в заключении с 1956 по 1960 год, историком и поэтом, хранителем памяти о печальной судьбе своих родителей.
Подпишитесь на Это прямо здесь. Петербург: https://t.me/rightherespb


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев