На фото — коллективное обращение жильцов дома №28 по ул. Красная Пресня в защиту заключенного Хачатура Авакьянца, который жил в этом доме и работал мастером-чувячником, то есть занимался ремонтом обуви. Они ручаются, что он честный человек и в политическом смысле ни в чем предосудительном замечен не был. Одна из соседок добавляет к характеристике:
«Товарища Авакьяца я хорошо не знаю, но одно могу сказать, так как он живет ниже меня и с наступлением теплой погоды он выходит во двор шить чувяки примерно с 5 часов утра и шьет до темной ночи, а также помогали ему его дети и жена, этим я хочу сказать, что человек тов. Авакьянц очень трудолюбивый».
Хачатур был родом из Тифлиса. В царское время участвовал в забастовочном движении, за что был отправлен на вечную ссылку в Енисейскую губернию. Оттуда бежал в Самару, устроился работать на обувную фабрику. В 1923 году приехал в Москву и открыл свою сапожную мастерскую. В 1935 году все его имущество было конфисковано — якобы он применял наемный труд.
Как бывший политкаторжанин Хачатур вступил в Москве в одноименное общество, где ему стали помогать финансово. У него было шестеро детей и на каждого назначали пособие — по 100 рублей до их совершеннолетнего возраста. Эти деньги Авакянц получал до 1937 года. Кроме того, он получал заказы на дом от фабрики «Спартак».
Все изменилось в один день — вечером 6 ноября 1937 года он был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму. По словам Хачатура, его довели до такого состояния, что он даже не мог отвечать на вопросы. «В тюрьме меня подвергли пыткам, перебили нос, выбили зубы, сломали руку и применяли другую физическую силу», — говорил он.
Следователь допрашивал соседей Хачатура, один из которых на тот момент дал показания против арестованного, а спустя 2,5 года поставил свою подпись под тем самым коллективным письмом.
По решению Тройки УНКВД по Московской области Хачатур был признан виновным «в проведении контрреволюционной агитации» и приговорен к 10 годам лагерей. Только спустя год, когда он уже находился в колонии в Хабаровске, ему сообщили о сроке наказания и статье обвинения. Он отказался подписать приговор, ведь не было ни судебного процесса, ни возможности себя защитить.
Хачатур провел 7 лет в заключении. В 1944 году он был «актирован» и отправлен на проживание в Саратовскую область. В лагере ему не разрешали писать письма домой, так что долгое время связи между ним и семьей не было, но потом Хачатуру все-таки удалось разыскать родных.
Оказалось, что старший сын Григорий ушел в партизанский отряд и пропал без вести, а жена с младшими детьми была эвакуирована в Тбилиси. После своего освобождения Хачатур тоже вернулся в родной город. В 1957 году по решению Московского городского суда он был реабилитирован.
#эпз_архив
Подпишитесь на «Это прямо здесь» в телеграме: https://t.me/righthererightthen
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев