Немногие были удостоены такой искренней любви. Согласно библейских источников, поборник справедливости и благочестивый праведник – святой Николай, еще при жизни был награжден Иисусом Христом даром творить чудеса. Уже в X веке греческий историк Симеон Метафаст так писал о Николае Чудотворце: «едва взглянув на святого, становится лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретает утешение».
Православная церковь вспоминает Николу Угодника каждый будничный четверг, а особыми днями памяти Святого Николая является 6 (по новому стилю 19) декабря – день его кончины, который называют Никола Зимний. 9 (по новому стилю 22) мая, день, который в церковном календаре отмечен как день перенесения мощей святого Николая из Мир Ликийских в г. Бари, его именуют Никола Летний(Вешний).
Этому мудрому и милосердному «печальнику» за род человеческий посвящены множество икон и храмов. В Сибири иконы с изображением святого Николая Чудотворца бытовали повсеместно, их одинаково бережно хранили и почитали как в деревенских избах, так и в губернаторских покоях. Под сенью образа Николы Угодника отправлялись в далекие путешествия, возносили молитвы о здравии и защите от напастей, просили укрепить духом и утешить в скорбях. У каждого страждущего, искренне молящегося человека, образ святого заступника рождал уверенность в его скорой помощи.
Иконописные образы святого Николая представлены и в коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Одна из них, житийная икона «Святой Чудотворец в житии». В среднике иконы, на темно синем фоне ковчега размещено поясное фронтальное изображение святого, в образе убеленного сединами старца с мудрыми глазами. Его правая рука приподнята на уровне груди, призывает к вниманию, а пальцы сложены в двуперстном благословляющем и проповедующем жесте. В левой руке, закрытое Евангелие – символ Христова учения, которому он следует и наставляет следовать всем внимающим. Сосредоточенный, слегка печальный взгляд святителя обращен не к молящимся, а чуть в сторону, он словно призывает прислушаться к гласу Божьему. Светлый, с позолотой омофор с четырехконечными, окаймленными киноварью крестами, огибает оба плеча Чудотворца и лежит поверх красновато-розовых оттенков фелони. Достаточно крупно прорисованную голову окружает широкий нимб, выполненный с элементами золочения. Рядом надписи с поясняющим текстом.
На полях иконы, по периметру средника с изображением святого Николая, восемь клейм, миниатюрно отражающих жизненный путь доброго пастыря и заступника, деяния и чудеса им совершенные. Клейма, словно рама, окружают центральный образ. А размещенные иконописцем эпизоды демонстрируют события из жизни святого: «Приведение во учение», «Явление Николы царю Константину во сне», «Спасение Димитрия со дна моря», «Служба святого Николая в Сионе», «Возвращение Василия сына Агрикова родителям», «Чудо о корабельщиках», «Избавление от сарацинского плена», «Преставление Николы». В житийной иконописи, чтение изображенных сюжетов начинают с клейма расположенного в левом верхнем углу, далее по ряду до конца. Ниже, поочередно, слева направо по боковым полям и завершают чтение в нижнем ряду слева на право. Внешний край по контуру иконы обозначен темно - синим нешироким гладким пояском. Клейма с изображениями, между собой, разделены цветным фоном. Колорит иконы построен на сочетании красно-коричневых и зелено – оливковых тонов. С этим, созданным в XVIII веке, образом Николая Чудотворца можно познакомиться в музее «Истории православия Сибири» в Архиерейском доме Софийского двора Тобольского кремля.
#ТМПО #ФондыОнлайн #Тобольскиймузей #Тобольск
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев